История казанских татар: откуда появились и живут ли в Старой слободе

Содержание
  1. История названия
  2. Казань в составе Волжской Булгарии
  3. Казанcкое ханство
  4. Взятие Казани
  5. Причины присоединения
  6. Ситуация в Казани перед присоединением
  7. Как протекало присоединение
  8. Результаты присоединения
  9. Казань в составе Русского государства
  10. Казань в XIX–XX веках
  11. Казанские татары
  12. Ранняя история
  13. Формирование
  14. Численность
  15. Описание этнической группы
  16. Распределение по языковым группам
  17. Происхождение этноса
  18. Население и религия
  19. Кухня
  20. Одежда и украшения
  21. Традиции
  22. Свадебные обряды
  23. Погребальный обряд
  24. Способ захоронения
  25. Национальная одежда
  26. Антропологические типы казанских татар
  27. Исторические факты о слободе
  28. Экскурсии и достопримечательности Старо-Татарской слободы
  29. Доходный дом купца Аппакова
  30. Дом Юнусовых-Апанаевых
  31. Сенная мечеть
  32. Мечеть аль-Марджани
  33. Апанаевская мечеть
  34. Бурнаевская мечеть
  35. Султановская мечеть
  36. Казань сегодня

История названия

Современное Поволжье когда-то было землей Волжской Булгарии. В северной части этого государства была построена крепость, в которой узлом сходились торговые караваны Киевской Руси, Византийской империи и Ближнего Востока. Крепость называлась «Казань». Так назывался толстостенный котел. Если такая связь кажется вам странной, значит, вы ничего не слышали об основании Казани и истории ее названия.

Одна из легенд гласит, что поселок назван в честь реки Казанки. Есть и более прозаическое объяснение: сын местного правителя хотел набрать воды из реки и уронил в нее свой горшок.

По альтернативной версии появления названия города считается, что на месте строительства поселения был закопан котел, символизирующий благополучие и достаток. Есть и совершенно сказочный вариант казанской основы. Колдуны велели налить в котел воды, поставить котел в повозку, а под сосудом развести огонь. При этом троллейбус должен был уйти. Где вода кипела и он решил основать город.

Казань в составе Волжской Булгарии

История Казани тесно связана с историей Волжской Булгарии, исторического государства в Среднем Поволжье и Прикамье. Это государство возникло между девятым и десятым веками. Население Болгарии состояло из угров и финнов с Поволжья и тюркоязычных племен, проникших в этот регион.

Болгары изначально были кочевниками, но затем перешли к оседлому образу жизни. Северный кордон Болгарии окаймлял реку Казанку: там была построена Казанская крепость. В цитадели находился относительно небольшой гарнизон, основной задачей которого была защита важного участка Великого Волжского пути.

В советское время историки придерживались версии, что Казань была основана Улу-Мухаммад-ханом. Произошло это в конце первой половины 15 века.

Как будто здесь была Древняя Казань, или по-татарски — Иске-Казань. Считалось, что древняя Казань находилась на месте татаро-болгарского поселения, близ русских поселений Урмат и Камаево.

В 1970-х годах при раскопках перед губернаторским дворцом археологи выявили слои города, относящиеся к татаро-монгольскому периоду.

Казанcкое ханство

С 1438 года история Казани стала неотделимой от истории Золотой Орды, одного из самых могущественных государств всех времен и всех народов. В этом году цитадель, построенная болгарами, пала под штурмом войск хана Улу-Мухаммада. Волжская Булгария становится частью государства Золотой Орды.

Постепенно город перестраивался и даже развивался, став важным экономическим центром новой державы. В это время здесь бурно развивались гончарное дело, кожевенное мастерство, производство оружия. Казань установила экономические отношения с Турецким государством, Московией и Крымским ханством.

Экономическому процветанию Казани способствовало удачное географическое положение города на перекрестке торговых караванных путей, связывавших разные державы и цивилизации. Казань чеканила и свои монеты, на которых указывалось место чеканки: «Булгар ал-Джадид», другими словами «Новый Булгар».

Взятие Казани

Расцвет Казани совпадает с усилением могущества Русского княжества. Долгая борьба между ними за господство в регионе заканчивается взятием Казани армией Ивана IV. Произошло это в 1552 году. Для Казани взятие стало крупным бедствием: завоеватели разрушили большую часть города, а местных жителей переселили на Вепряе озеро. Это переселение положило начало развитию Старо-Татарской слободы.

Причины присоединения

Отношения Русского государства с Казанским в 15-16 вв сопровождались постоянными конфликтами. За сто лет насчитали 8 крупных военных столкновений. Отношения только улучшились, когда к власти пришел Джан-Али-хан.

Однако вскоре он умирает, и новым правителем становится Сафа-Гирей. Новый хан уже ездил в Москву раньше. Военный конфликт возобновился и продолжался с небольшими перерывами до 1552 года.

Причины, побудившие русских правителей присоединить Казанское ханство к Москве:

  1. Через казанские земли проходили важные торговые пути из Восточной Европы в Закавказье.
  2. Постоянные военные набеги татарских отрядов на города и села России.
  3. Возможность дальнейшего освоения Сибири русскими.

Кроме того, русский царь рассчитывал на получение дани с народов Поволжья.

Ситуация в Казани перед присоединением

В начале XV века некогда могучая Золотая Орда начала распадаться на множество мелких княжеств: началась эпоха феодальной раздробленности.

Казанское ханство возникло как самостоятельная территория в 1447 году. Столицей его стал город Казань. Население составляло около 450 000 человек. Основной религией была мусульманская.
В то время представители этих народов уже жили на территории Руси. Это помогло сделать процесс слияния более быстрым и плавным.

В 1549 году Сафа-Гирей умер. Его малолетний сын взошел на престол в Казани. На самом деле у власти находилась его мать, королева Сююмбике. Русские узнали об этом и передали новость в Москву. Этим не преминул воспользоваться русский царь и напал на ханство.

Как протекало присоединение

В 1547 году на московский престол взошел царь Иван Васильевич (Грозный). В то же время он начал собирать войска для нападения на Казань. Всего таких поездок было 3:

  1. Первая состоялась в 1547-1548 гг. Бои происходили в конце зимы — начале весны. Однако московские войска не были к этому готовы и вскоре отошли.
  2. Второй поход произошел уже после смерти Сафа-Гирея. Несмотря на династический кризис в ханстве, планы Ивана Грозного в очередной раз потерпели неудачу. Однако на пограничных землях был возведен город-крепость Свияжск.
  3. Третий поход состоялся в 1552 г и завершился победой русских войск.

Крымское ханство, друг Казани, решило напасть на Москву с юго-запада, чтобы отвлечь внимание русских и заставить их отказаться от завоевания Казани. Однако к этому времени Иван 4 собрал войско в 150 000 человек. Он полностью разгромил крымских татар и сразу двинулся на Казань.
Осада Казани русскими войсками продолжалась почти 2 месяца

Осада Казани русскими войсками продолжалась почти 2 месяца

Осада столицы ханства продолжалась с 23 августа по 2 октября. Наконец, русский отряд во главе с воеводой И. Выродковым взорвал часть стен Казанской крепости. В начале октября 1552 года столица ханства была взята. Через неделю основная часть московского войска вернулась домой. Несколько полков остались в Казани.

После взятия Казани среди населения распространилась весть, что теперь город и прилегающие земли входят в состав России. Жителям города гарантировалось право на сохранение своей религии, а также принадлежащих им богатств.

Результаты присоединения

После завоевания Казанского ханства русский престол объединил под своей властью Среднее Поволжье. Это способствовало дальнейшему освоению земель Урала и Сибири. Позже было присоединено Астраханское ханство. В результате Россия получила полный контроль над поволжскими землями.

Кроме того, объединение территории благотворно сказалось на торговых отношениях с восточным и кавказским населением.

Казань в составе Русского государства

Таким образом, после 1552 года начинается новая история города Казани, то в Московском царстве, то в Российской империи и СССР.

По приказу Ивана IV здесь начинается строительство белокаменного кремля. Правитель Московии инициирует целое переселение: сюда из других русских поселений переселяли ремесленников, купцов, простолюдинов и дворян, впавших в немилость к царю.

В 1708 году поселение стало столицей обширной провинции. Во времена Петра Великого здесь были построены суконная и кожевенная фабрики, а также адмиралтейство, которое занималось производством кораблей различных типов. В 1722 году туда приехал сам император.

В 18 веке в Казани появились деревянные полы и были построены мосты через местные реки. 3 мая 1749 года в истории Казани произошло огромное ЧП: из-за мощного пожара пострадала слобода Старо-Татарская, как и остальные уезды. Тогда местный епископ Лука Конашевич попытался изгнать татар с их территории. Для этого он начал строить в слободе семинарию.

Татары переселились с прилегающих территорий в семинарию. Это дало начало новому району города: Ново-Татарской Слободе. Позднее епископ Лука пострадал от собственного решения: императрица Елизавета Петровна перевела его в Белгород.

В 1766 г произошла реформа местного самоуправления: городом управляла городская управа. Царица Екатерина II издавала в основном либеральные указы относительно города. Так, он отменил действовавшие до него ограничения на строительство национальных общественных зданий и каменных мечетей, издал указ «О веротерпимости религий». Благодаря этому в Казани ее до сих пор называют королевой-бабушкой.

В 1774 г началось восстание Емельяна Пугачева, непосредственно ударившее по городу. Войска повстанцев вошли в Казань. Только Кремль остался под контролем правительственных войск. Однако после того, как в Казани вспыхнул серьезный пожар, Пугачеву пришлось отдать приказ солдатам покинуть город. Через три дня его войска потерпели поражение в Арском лагере.

В 18-19 веках Казань быстро менялась. Здесь появляются:

  • татарская ратуша (1781 г);
  • собственный театр (1791);
  • омнибусов, в России в то время почти не было (1854 г);
  • газовое освещение (1874 г);
  • освещение электричеством (1897 г);
  • трамвай (1899 г);
  • телеграф (1859 г);
  • телефон (1881 г);
  • гидравлика (1874).

Казань в XIX–XX веках

История Казани 19 века связана с открытием многочисленных учебных заведений по всей стране и значительными открытиями в области науки.

Казанский университет был открыт в 1804 году. Он стал 3-м во всей империи по величине и времени основания. Долгое время университет был еще и самым восточным в стране. В 1844 году Карл Клаус, профессор местного университета, открыл химический элемент рутений. Его окрестили в честь империи.

В 1841 г здесь начал свою деятельность Институт благородных девиц, а в 1858 г. — школа для девочек с духовными предрассудками.

В середине 19 века здесь возникла школа для слепых детей. В этом здании находится вторая городская инфекционная больница.

В 1859 году городские власти открыли в Казани Мариинскую Первую Казанскую женскую гимназию. Учебное заведение получило первый класс общеобразовательной школы.

1874 г положил начало работе местного Ветеринарного института, прославившегося своими научными опытами.

Реальная школа была основана здесь в 1875 году, а Коммерческая — в 1905 году. Те, кто закончил реальную школу, могут продолжить обучение только в политехникуме. Казань имеет собственную обсерваторию с 1901 года.

В 1890 году в Казани появилось еще одно учебное заведение технического характера — Химико-технологическое училище. Самым известным выпускником школы был Сергей Миронович Киров. Будущий революционер был сиротой, поэтому его образование оплачивала одна из благотворительных организаций. После Октябрьской революции, в 1919 году, на базе школы был создан КПИ – Казанский политехнический институт.

В 20 веке город подвергся немалым испытаниям. Казань «родила» не одного революционера. 2 марта 1917 года главным выборным органом Казани стал местный Совет солдатских и рабочих депутатов. Новое правительство «демонтировало» пост губернатора: его обязанности приступил к исполнению специально назначенным красным комиссаром.

В 1918 году красная и белая армии сражались не только за само поселение, но и за золото империи, которое оказалось в городе, а затем бесследно исчезло.

27 мая 1920 года — дата возникновения Татарской АССР. Главный город новообразованного территориального образования — город Казань. 1930-е годы ознаменовались бурной промышленной революцией. Население Казани значительно увеличилось, а сама метрополия расширилась к северу от Казанки.

В годы Великой Отечественной войны в город было передислоцировано большое количество предприятий, эвакуирована научная элита государства. До Великой Победы здесь была Академия наук СССР, конструкторские бюро и различные научно-исследовательские институты.

Активный рост поселения продолжился и в мирное время. Так, в 1979 году количество жителей превысило 1 млн человек. К Казани присоединились окрестные села, в частности Юдино и Дербышки. Планировка мегаполиса практически стала радиально-кольцевой. В Казани возникли два очень крупных жилых массива: Новое Савиново и Горки.

Казань получила статус одного из крупнейших речных портов страны; здесь был построен новый аэропорт.

Казанские татары

В мире насчитывается более 10 этносов татар, и именно казанские татары являются одним из многочисленных и основных народов среди всех существующих. Они говорят по-русски или по-татарски. Они проживают на землях Российской Федерации и являются коренными жителями Автономной Республики Татарстан. Они относятся к средней группе по диалектам всех татар.

Казанские татары
Казанские татары

Ранняя история

После монгольского завоевания Волжской Болгарии в 1236 году и ряда болгарских восстаний в 1237 и 1240 годах Волжская Болгария входит в состав Золотой Орды. Впоследствии, после распада Золотой Орды и возникновения на ее месте ряда самостоятельных ханств, на булгарских землях образовалось Казанское ханство. В результате консолидации одной части болгар с другой кыпчаками, а также части финно-угорского населения края формируется казанско-татарский народ.

Формирование

Формирование казанских татар происходило в 15-16 веках. Казанские татары, будучи наиболее многочисленными, с более развитой экономикой и культурой, в конце XIX века сформировались в буржуазную нацию. Большая часть казанских татар занималась земледелием, у казанских татар было высоко развито ювелирное искусство, родом из булгар, а также кожевенные, деревообрабатывающие промыслы и многие другие. Значительная часть татар была занята в различных ремесленных промыслах. Материальная культура татар, долгое время формировавшаяся из элементов культуры болгар и местных племен, испытывала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI в века — русской культуры.

татары казанские и оренбургские

С того момента, как Казанское царство было разгромлено русскими войсками и присоединено к Русскому государству, многие татары разошлись во время этой войны, а остальные переселились из толпы в непобежденные тогда татарские области, — оттого и было произведено еще много перемен царстве Казанском, а не в других завоеванных местах…

При этом русском владычестве многие казанские татары, с его дозволения, переселялись со своих древних мест в жилища в других странах, казавшихся им более свободными: оттого и увеличилось число разрозненных селений и деревень этих татар в окрестных казанских губерниях, то есть в оренбургских, тобольских, а отчасти и в воронежских, и в некоторых других. впрочем, в своих повседневных обрядах они согласуются с казанскими татарами: почему я не буду применять, рассказывая о них, и сослаться к этим.

Оренбургских казанских татар не следует смешивать с ордами, переселившимися в эту губернию Оренбургскую, как с Киргизией, так и отчасти с татарами Уфимскими. Прямые оренбургские татары живут в Оренбурге, частью разбросанными по Оренбургской линии крепостями по реке Урал, а частью в особых поселениях, собственных слободах и в городе Каргале на реке Сакмаре, в 18 верстах от Оренбурга Город Уфа и станица Татары Казанские древние и многолюдные. В Оренбургской губернии Исеш уже более ста лет находится поселение, состоящее из нескольких деревень, и прозванное Ичкинским ручьем…

Все казанские татары Оренбурга более многочисленны, чем истинные казанские татары, а прочие, в рассеянии живых, не менее многочисленны, чем казанские татары. Свое название казанские татары получили от главного города Казани… В прочем, по их же преданиям, не особое племя, а происходившее от нескольких поколений воинов, оставшихся здесь в Казани в слободе и от иноземцев влекло к Казани и в особенности к ногайским татарам, которые путем своего объединения в одно общество образовали особый народ.

— Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех народов, живущих в Российском государстве,..» Часть вторая. О народах татарского племени. СП, 1776 г за от нем.

Численность

в Татарстане проживает 3,8 млн человек, из которых 53% всего населения составляют казанские татары (это чуть более 2 млн представителей этого народа). Больше всего татар в Актанышском районе (97%), меньше всего в Спасском (29,5%). Казанских татар можно встретить и в других русских поселениях. В других странах есть более мелкие населенные пункты в США, Канаде, Украине, Турции и др. к этносам казанских татар относятся половцы, болгары (очень часто так называют татар) и именковская культура.

Описание этнической группы

У женщин слегка прищурены глаза, скулы выступают над лицом. Обычно они имеют крепкое телосложение. Чаще всего они скрывают свою красоту, как это принято у азиатов. В большинстве случаев они ведут малоподвижный образ жизни, характерный для азиатских стран, где всю работу выполняют мужчины и жены — только легкую работу по дому. Все татары чисты, им присуща хитрость, но в то же время идет борьба за справедливость. Мужчины также имеют красивую внешность и физические темные глаза. Очень ревнивая и немного гордая.

Распределение по языковым группам

Так как все татары говорят по-татарски (знание второго языка зависит от местности), казанские татары могут этим похвастаться. Единственное, что немного отличается, так это диалект, потому что он относится к среднему диалекту (казанскому). Татарский язык, соответственно, относится к кыпчакской группе языков тюркского происхождения. Что касается литературы и письменности, то используется казанское наречие.

Происхождение этноса

В древности современные земли татар назывались Болгарией. Здесь жили тюркоязычные племена (например, угро-финские). Как только Волжская Булгария была завоевана монголами, возникла Золотая Орда. Долгое время он не существовал, распался. Вместо него стали образовываться различные ханства, затем на булгарских землях появилось Казанское ханство, где позже начала формироваться нация наподобие казанских татар (XV-XVI вв.). Исторически считается, что на этот процесс повлияли:

  • болгары;
  • фино-угрианцы;
  • кыпчак;
  • турки.

Население и религия

Жители этой страны по этническому признаку принадлежали к разным народам. Поэтому это государство было многонациональным. Казанские татары были одним из самых многочисленных народов страны. Среди других народов видное место занимали башкиры, удмурты (вотяки), чуваши, мордва, марийцы (другое название черемиса), армени-кыпчаки (имели свою общину в столице).

При этом степень политической подчиненности разных народов Казани была разной. Башкиры были в значительной степени политически самостоятельны, ханы посылали к ним воевод в основном только для сбора налогов (их называли ясаками). Башкиры также направили к хану свои вооруженные силы. В остальном ими управляли представители местной знати. Кроме того, чуваши в целом были политически независимы. Жили у реки Свияги. Налоги (ясак) часто собирали не присланные ханом наместники, а представители местной знати.

Наиболее сильная политическая власть правителей Казани была в землях удмуртов. Здесь у казанской знати было много владений, территориями управляли из города Арска наместники хана.

культура казанского ханства

Считается, что большая часть населения присоединилась к суннитскому исламу. В государстве были люди, которые особенно занимались изучением и обучением исламу других. Голову их называли сеид. В управлении он занимал видное место рядом с ханом. В то же время, по мнению ученых, существовал принцип религиозной терпимости в государственной политике, которую исследователи связывают, в частности, с поддержкой торговли, ведущейся представителями разных религий.

Кухня

Самое распространенное блюдо – азу. Другими словами, это рагу, в него входят различные овощи и мясо. Чем больше продуктов, тем насыщеннее и вкуснее будет блюдо.

Одежда и украшения

Традиционный костюм – кулмек (туника или туникоподобная рубашка) с мешковатыми брюками. Идзу на женских платьях делались различные нашивки и вышивки. Из-за декора (иногда пришивались и монеты) платье было очень тяжелым. Мужчины носят на голове кулепаш или тюбетейку. Женщины, как правило, носят расшитый жемчугом калфак и заплетают волосы, как правило, в две косы. Среди обуви представительницы прекрасного пола носят ичиги, это качественные марокканские сапоги с узорами. Кроме того, каждой женщине хотелось носить побольше украшений, иногда их вес достигал 6 кг.

Традиции

Традиции казанских татар восходят к шариату. Семейная жизнь занимает в них особое место. Брак в исламе является священной обязанностью. Традиционно родители жениха или невесты не вмешиваются в дела молодоженов. Пожилой мужчина всегда остается во главе семьи. Однако какое-то время супруги обязаны жить с родителями мужа: несоблюдение этого правила всегда считалось грехом.

  • Раньше семьи казанских татар были многодетными, а сейчас количество детей, как правило, не превышает 2-3. Они старались никогда не баловать детей, они должны были чтить авторитет отца, чтить бабушек и дедушек;
  • В домах казанских татар до сих пор можно встретить шамаил – лист бумаги, обрамленный текстом Корана, на котором обращены наилучшие пожелания семье;
  • Казанские татары гостеприимны и соблюдают обычай гостеприимства, предписывающий угощать не только чак-чаком и чаем, но и хлебом-солью. Эту традицию ввел Петр I, отметивший 50-летие в имении казанского купца Ивана Михляева.

Свадебные обряды

У казанских татар были своеобразные способы приобретения невесты, как пережиток глубокой древности в Поволжье. Как способы приобретения невесты, так и свадебные обычаи казанских татар заметно отличаются от обычаев и обрядов других их членов племени и очень схожи с обрядами соседних инородцев (чувашей, черемисов, мордвы и вотяков), что указывает на их тесную близость с древних времен и взаимное влияние. У казанских татар было три способа приобретения невесты: 1) похищение насильственным путем, то есть против воли как самой девушки, так и ее родственников; 2) Добровольный уход девушки из родительского дома к жениху — по взаимному согласию с ним, но без ведома и согласия родителей сторон; 3) В порядке простого спаривания по желанию и с согласия родителей сторон. Все эти методы практиковались и у других народов Поволжья.

Погребальный обряд

Многие факты погребальной обрядности казанских татар показывают полную преемственность от болгар, сегодня большинство обрядов казанских татар связано с их мусульманской религией.

Должность. В черте города располагались городские некрополи Золотой Орды, а также могильники периода Казанского ханства. Казанские татарские кладбища 18-19 вв располагались вне аулов, недалеко от аулов, по возможности — на другом берегу р.

Постройки гробницы. Из описаний этнографов следует, что у казанских татар был обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносили живой изгородью, иногда на могилу ставили камень, устраивали небольшие бревенчатые избы без крыши, в которые сажали березы и камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Метод захоронения. Для болгар всех эпох характерен обряд погребения (отложения трупов). Болгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, руками вдоль тела. Отличительной особенностью кладбищ X-XI вв это период формирования нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие жесткого единообразия в некоторых деталях обряда, в частности в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением киблы в абсолютном большинстве случаев встречаются раздельные захоронения, лицом вверх или даже на север. С правой стороны находятся захоронения умерших. Положение рук в этот период особенно разнообразно. Для некрополей XII-XIII вв характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение киблы, ориентация лица в сторону Мекки, единообразное положение усопшего с легким поворотом вправо, при этом правая рука вытянута вдоль туловища, а левая слегка согнута и упирается в таз. В среднем 90% погребений обеспечивают это устойчивое сочетание признаков против 40-50% на ранних кладбищах. В золотоордынский период все погребения совершались по погребальному обряду, тело лежало на спине, иногда с поворотом вправо, головой на запад, лицом на юг. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, умершего опускали в гробницу, затем клали в бок, обращенный лицом к Мекке. Отверстие заполняли кирпичами или досками. Распространение ислама среди болгар Поволжья уже в домонгольский период очень ярко проявилось в обряде болгар XII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар.

Способ захоронения

Во все времена у болгар было принято совершать обряд, где тело умершего имело неукоснительно свой нрав. Этот обряд называется погребением. Болгары, которые не следовали местным религиям или придерживались других религиозных верований, хоронили их головой на запад и клали руки вдоль тела.
Во времена, когда среди казанских татар был распространен ислам, обязательным было соблюдение обрядов, характерных для мусульманских народов. Лицо должно было быть обращено в сторону Мекки. Тело умершего легко поворачивается на бок.

Захоронение пользовалось популярностью и в Золотой Орде. Тело было удлиненным, туловище повернуто на правый бок, голова была направлена ​​строго на запад, а лицо на юг. Этот погребальный обряд долгое время применялся местными жителями и не претерпевал колоссальных изменений вплоть до прихода ислама.

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из широких брюк и рубахи (у женщин она дополнялась вышитым нагрудником), поверх которого надевалась майка без рукавов. Верхней одеждой у казаков служил стеганый бешмет или шуба зимой. Мужской головной убор — тюбетейка, а поверх нее — полушаровидная шапка с мехом или войлочная шапка; у женщин вышитая бархатная шапка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой; вне дома носили кожаные галоши. Женский костюм характеризовался обилием металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 гг. В частности, в 1932 г он совместно с Г. Ф. Дебцом провел обширные исследования в Татарстане. В Арской области обследовано 160 татар, в Елабужской области — 146 татар, в Чистопольской области — 109 татар. Антропологические исследования выявили наличие у казанских татар четырех основных антропологических типов: понтийского, светло-европеоидного, сублапоидного, монголоидного.

Таблица 1. Антропологические характеристики различных групп казанских татар.

Татары Арской области Татары Елабужской области Татары Чистопольской области

Количество случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольный диам. 189,5 190,3 191,8
Через диам. 155,8 154,4 153,3
Высота диам. 128,0 125,7 126,0
Главный указ. 82,3 81,1 80,2
Высота-продольная 67,0 67,3 65,7
Морфологическая высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологические указатели 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (черный-27,4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (темный и смешанный 1-8% по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль% плоский 8.4 2,8 3,7
Средний рейтинг (1-3) 2,05 2,25 2.20
Эпиканто (% доступности) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабая и слабый рост (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средняя оценка (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота загрузки Средний балл (1-3) 2.04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа% вогнутый 6.4 9,0 11,9
% выпуклый 5,8 20.1 24,8
Положение кончика носа % приподнятое 22,5 15,7 18,4
% опущено 14,4 17.1 33,0

Таблица 2. Антропологические типы казанских татар по Т.А. Трофимовой

Группы населения сублапоноидных монголоидов Светло-Кавказского Причерноморья

Нет % Нет % Нет % Нет %
Татары Арского района Татарстана 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары из Елабужского района Татарстана 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарстана 6 16,7 % шестнадцать 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Что-либо 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Эти типы имеют следующие характеристики:

Понтический тип — характеризуется мезоцефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высокой спинкой носа, выпуклой спинкой носа с опущенными кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Средний рост с восходящей тенденцией.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахицефалией, незначительной пигментацией волос и глаз, средней или высокой спинкой носа с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Ряд морфологических признаков — строение носа, размеры лица, пигментация и многие другие — сближают этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (Волжско-Камский) — характеризуется мезо-суббрахицефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широкой и низкой спинкой носа, слабым ростом бороды и коротким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощению. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южносибирский) — характеризуется брахицефалией, темными оттенками волос и глаз, широким, уплощенным лицом и низкой переносицей, часто встречается эпикантус и слабое развитие бороды. Рост по кавказской шкале средний.

Исторические факты о слободе

Раньше Старая Татарская Слобода была загородным поселением, возникшим в середине XVI века после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Сначала это была небольшая дорога на берегу озера Кабан. Первыми его обитателями были местные помещики и воины, не желавшие подчиняться власти московского правителя.

Развитие поселения началось в 18 веке при императрице Екатерине I, отменившей существовавший ранее запрет на строительство каменных мечетей и мусульманских общественных зданий. Впоследствии поселение разрослось на несколько улиц, на его территории появились культовые сооружения, дворцы, Сенной базар, купеческие лавки и так далее

В советское время некоторые старые здания были снесены, а на их месте стояли многоэтажные жилые дома и общественные учреждения, лишенные архитектурных достоинств. Но в этой части города еще много исторических памятников. Их количество настолько велико, что поселение стали называть сложной достопримечательностью. В 1992 году он получил статус охраняемой территории исторического и архитектурного значения.

Экскурсии и достопримечательности Старо-Татарской слободы

Вы можете посетить Старый город Казани самостоятельно или в составе экскурсии, заказав ее в одном из местных туристических агентств. Экскурсоводы предлагают гостям города увлекательные прогулки по поселку, позволяющие познакомиться с его историей, характерными местами и культурой населения.

Доходный дом купца Аппакова

В этом старинном трехэтажном доме с 1907 по 1912 годы жил народный поэт, публицист и переводчик Габдулла Тукай. Кроме того, в доме в разное время присутствовали редакции газет, издательство, библиотека и гостиница.

До революции в нем любили собираться представители местной интеллигенции.

Дом Юнусовых-Апанаевых

Двухэтажный дом, на территории которого сегодня находятся поликлиника и палата, был имением казанского купца Габайдуллы Юнусова и приютом для мусульманских детей. Впоследствии здание перешло во владение купца Апанаева, который открыл здесь пункт врачебного обслуживания бедноты.

Дом Юнусова-Апанаева
Дом Юнусова в Старо-Татарской слободе.

Сенная мечеть

Нурулла, или Сенная мечеть, была построена между 1845 и 1849 годами по проекту А. Ломана при финансовой поддержке братьев Юнусовых. Раньше он располагался между торговыми рядами «Сенной базар» и позволял торговцам молиться, не покидая своего рабочего места. Мечеть состоит из двухэтажного здания, построенного в стиле эклектики, и круглой башни, напоминающей Большой минарет периода Волжской Булгарии. Белые стены Нуруллы украшены тюльпанами, символизирующими возрождение татар.

В 1929 году советские власти приказали демонтировать минарет и закрыть мечеть. В советское время в здании располагались жилые и общественные помещения. В первой половине 90-х гг. Сенная мечеть была восстановлена ​​и передана верующим.

Мечеть аль-Марджани

Аль-Марждани построен во второй половине 60-х годов восемнадцатого века архитектором Кафтыревым на средства прихожан. Она стала первой каменной мечетью, построенной в Казани после захвата татарских земель Иваном Грозным. Разрешение на его строительство дала Екатерина I после посещения Казанской губернии и была приятно удивлена ​​гостеприимством местных жителей.

Мечеть построена в стиле барокко, имеет двухэтажное здание и трехэтажный минарет.

На первом этаже расположены служебные помещения, на втором молельные комнаты. Здесь можно было не только совершать намаз, но и изучать теологию, астрономию, геометрию и историю.

В советское время аль-Марджани не закрывалась. Это была единственная мечеть в Казани, в которой проводились богослужения. Благодаря неоднократным реставрациям это культовое сооружение хорошо сохранилось до наших дней.

Мечеть Аль-Марджани
Каменная мечеть Шигабутдина Марджани.

Апанаевская мечеть

Другие названия этой мечети — Печерская, Вторая Соборная, Байская. Он был построен из камня в 1768-1771 годах в стиле русского барокко с элементами татарского декоративного зодчества. Имя архитектора неизвестно.

Изначально мечеть имела одноэтажное здание и восьмигранный минарет. Позже был пристроен второй этаж. В его стенах не только проводились богослужения, но и издавались книги.

После прихода советской власти здание разделили на 3 этажа, а своды его залов и минарета разрушили. Долгое время здесь был детский сад. В 1990-е годы культовое сооружение было передано мусульманам. В 2011 году были завершены реставрационные работы, благодаря которым удалось восстановить минарет и внутреннее деление здания на 2 этажа.

Бурнаевская мечеть

Бурнаевская, или третья соборная мечеть, построена из кирпича в начале 1970-х годов. 19 века на месте сгоревшего деревянного мусульманского храма. Свое название он получил в честь купца Бурнаева, на деньги которого был построен. Здание выполнено в эклектичном стиле. Он состоит из одноэтажного здания и трехэтажного минарета.

В советское время мечеть была закрыта. Сегодня там проходят службы. Поскольку подавляющее большинство ее прихожан посещают мусульмане, в народе ее называют иностранкой.

Бурнаевская мечеть
Бурнаевская мечеть в Казани – памятник культового зодчества.

Султановская мечеть

Первая каменная мечеть на нашей улице — Султановская, построенная в 1868 году на средства купца Усманова. С приходом всеобщего атеизма мечеть Султановка была закрыта в 1931 году. С годами сильно пострадал минарет, который был восстановлен в 1990 году. А уже в 1994 году мечеть была возвращена верующим.

Казань сегодня

Современная история Казани началась в 1990 году, когда мегаполис стал главным городом Татарстана. В 2008 году Казань была объявлена ​​3-й столицей Российской Федерации, «столицей национального спорта» и «мировой столицей татар».

В 2005 году в мегаполисе с размахом отметили тысячелетие. К праздникам были построены метро, ​​мечеть Кул-Шариф, мост Миллениум, недавно построенный ипподром, «Татнефть-Арена» и другие важные сооружения.

Казань приобрела статус важного национального туристического центра, а Кремль – памятника ЮНЕСКО. В столице открылись резиденция Эрмитажа и Института культуры. Здесь регулярно проводится Всемирный конгресс татар.

В 2014 году Казань заняла 3-е место в Европейском Союзе и 8-е место в мире по версии TripAdvisor как одно из самых быстрорастущих туристических направлений.

В 2013 году здесь проходила летняя Универсиада, а в 2015 году – чемпионат по водным видам спорта. В следующем, 2018 году, Казань станет одним из городов, принимающих чемпионат мира по футболу.

Казань сегодня – это современное поселение с древними корнями. Есть на что посмотреть и где и как роскошно отдохнуть.

Оцените статью
Блог про путешествия по России