- История монастыря до 1744 года
- Сергий Радонежский: биография
- Ранние годы
- Основание монастыря
- Куликовская битва
- Расцвет Лавры
- История Лавры в XX веке
- Реставрация Лавры
- Религиозная жизнь
- Архитектура
- Наместник
- Святые и подвижники благочестия
- Праздники и чтимые даты
- Святыни и святые источники
- Храмы и Богослужения
- Подворья
- Скиты
- Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре
- Служение
- Учебные заведения на территории монастыря
- Основные достопримечательности
- Троицкий собор
- Успенский собор
- Колокольня
- Малые церкви
История монастыря до 1744 года
Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева Лавра»
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО, объект № 657 |
В 1337 г. Сергий Радонежский основал небольшой городской монастырь с деревянной церковью во имя Святой Троицы близ Хотькова, на Маковецкой горе (храм освящен в 1340 г.): 3. В 1355 г в монастыре был введен новый общежитийный устав. Территория монастыря делилась на три части: жилую, общественную и оборонительную; Настоятелем монастыря был сначала игумен Митрофан, который постриг Сергия в монахи. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. Созданный тогда план монастыря в общих чертах сохранился до наших дней (прямоугольный двор с церковью и трапезной, окруженный со всех четырех сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, опорой московских князей.
Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, собиравшегося воевать с Мамаем. 8 сентября 1380 года, во время Куликовской битвы, на поле битвы вышли иноки и богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий упокоился, а основанный им монастырь на несколько столетий был культурным и религиозным центром Российского государства: из величайших памятников древнерусской литературы, ценнейший исторический документ).
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжен татарским ханом Едигеем:4, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь перестраивался, развивался, стал одной из главных русских святынь. В 1422 г на месте деревянной церкви игумен Никон поставил главные храмы обители: Троицкий собор, построенный силами косовских сербских монахов, укрывшихся в монастыре после битвы на Косовом поле; позже монастырю было присвоено название «Троице-Сергиева Лавра». При строительстве собора были вынесены на свет мощи преподобного Сергия. В росписи храма принимали участие выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица» .
В 1446 году Дмитрий Шемяка захватил в монастыре московского князя Василия II.
В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесен белокаменной стеной (длина 1284 м, с 12 башнями); в 1561 году получил статус архимандрии .
В 1585 году был построен Успенский собор, после чего в 1585-1586 годах по велению царской четы было создано обширное художественное произведение. Это было связано с тем, что у царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны Годуновой детей не было, хотя венчание состоялось в 1580 году… Это был не единичный случай: знаменитые монастыри и храмы государства Феодора Стратилати и Святой Великомученица Ирина, являвшаяся одноименными святыми царской четы, получила дорогие подарки.
Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой Лавры»
В период смуты монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского: 5, стал одним из опорных пунктов Второго ополчения Минина и Пожарского; Большой вклад в освобождение внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогая Ополчению большими пожертвованиями и поддерживая дух войска: 5.
Последний раз монастырь под своими стенами враги видели в 1618 году, во время похода на Москву польского князя Владислава.
Монастырь благоволил русским царям; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергиевой («Троицкий проезд»); В монастыре крестили Ивана Грозного. В 1682 г., во время стрелецкого бунта, монастырь служил убежищем княгине Софье Алексеевне, царевичу Ивану и Петру: 6. В 1689 г в монастыре укрылся Петр I, бежавший из Москвы; в его царствование в монастыре появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского: 6. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софии; отсюда, как самодержавный правитель, Петр уехал в Москву. В 1738 году изменилась система управления монастырем: он стал подчиняться Духовному совету. 1 октября 1742 г по указу императрицы Елизаветы Петровны при Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 г., в монастырь была переведена Московская духовная академия, одно из крупнейших духовных учебных заведений России). Вскоре (в 1744 г.) Троице-Сергиев монастырь получил почетное звание Лавры; Настоятелем Лавры был назначен митрополит Московский.
Сергий Радонежский: биография
Каждому образованному человеку в нашей стране, хоть немного интересующемуся историей, известно имя — Сергий Радонежский. Биография и его жизненный путь свидетельствуют о том, что он был выдающимся духовным деятелем 14 века. Он многое сделал не только для Русской Церкви, но и для всей русской культуры того времени. Его вклад в историю невозможно переоценить.
История России 14 века прошла через учебники за 4 класс и многое забывается к концу школы. Напомним поэтому вкратце основные этапы жизни преподобного Сергия.
Ранние годы
Основным источником жития русского святого является житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым. В своем произведении Епифаний приводит много интересных фактов и подробностей из жизни Серджио. Но на вопрос о точной дате рождения дается очень уклончивый ответ.
сообщается, что будущий подвижник родился во времена правления византийского царя Андроника. И больше никаких точных дат не приводится.
Светские историки и церковные лидеры расходятся во мнениях относительно даты рождения. В современном житии святителя датой считается 3 мая 1314 года. Историки считают датой 1314 или 1322 год.
Кстати, никаких дат «Жизнь» не приводит, что создало немало проблем для историков. Однако в церковной литературе дат обычно нет, а среди исторических источников за такое большое количество лет многое может быть потеряно.
Сергий родился в знатной и богатой семье бояр под городом Ростовом. Точное местонахождение неизвестно, но предполагается село Варница. Отца ребенка звали Кирилл, а мать звали Мария. При крещении сына назвали Варфоломеем. В семье было еще два брата, старший Стефан и младший Петр.
В годы жизни Варфоломея в Ростовском княжестве он был одним из тогдашних центров духовной и культурной жизни. Ростовское княжество XIV века соперничало за власть с Великим Новгородом. Были школы и библиотеки, что в то время считалось для России чуть ли не роскошью.
В то время греческий язык считался наиболее развитым культурным языком. Греческий язык преподавался и в ростовских школах. Этот язык знал ученик Серджио, Эпифанио, скорее всего, и его наставник. Хотя прямых доказательств нет. Но по меркам того времени Серхио был одним из самых образованных людей. Поэтому он не мог не выучить греческий.
С семи лет, как и положено, Варфоломей пошел в школу. Но, на удивление, ему было трудно учиться. Грамотность ребенку никак не давали. И это несмотря на то, что оба его брата быстро научились читать и писать.
Варфоломей получил выговор как от наставников, так и от родителей. Но ничего не помогло. И тут случилось чудо. Вот как Жизнь описывает это событие. Однажды маленький Варфоломей встретил таинственного монаха, который молился под дубом. Мальчик рассказал ему о своей неспособности научиться читать и писать и попросил помолиться за него.
Старец помолился вместе с ним, дал просфору и предсказал, что мальчик лучше всех будет знать грамоту. Так и случилось позже. Мальчик пригласил чудесного старца в гости, а тот рассказал родителям, что его сын отмечен свыше. И у него будет жизнь, отмеченная великими делами.
Легенда о встрече с таинственным старцем легла в основу знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею».
Когда Бартоломео уже подрос, его семья сильно обеднела. Время того века было неспокойным на Руси: непрерывные войны, набеги и распри между князьями подрывали мир и процветание страны. Но самым важным фактором стал захват власти Иваном Калитой.
Ростовское княжество начало терять власть и влияние. Центр власти переместился в Московское княжество. Ростовское дворянство потеряло богатство и влияние. Так отец Бартоломео чуть не обанкротился.
Кроме того, в эти годы в Ростовском княжестве царил неурожай, что привело к голоду и массовому обнищанию. В итоге было принято решение о переезде.
Но историки указывают на другую причину: семья Варфоломея не уехала по своей воле, а была выселена в Радонеж. Сегодня это Московская область. Так или иначе, но когда Варфоломею было 12, семья переехала. К этому времени он, кажется, уже закончил обучение в ростовском училище и усвоил весь на тот момент курс знаний.
Основание монастыря
Будучи еще совсем юным, Варфоломей усердно молился и часто постился. Он решил стать монахом. Его родители, уже пожилые, были в принципе не против. Но поставили условие: перейти в монахи только после их смерти. К этому моменту оба брата уже жили отдельно, только Варфоломей оставался помощником и опорой родителей.
По обычаю того времени его родители, уже совсем состарившись, приняли монашеский постриг. И вскоре они умерли. После их смерти Варфоломей отправился в Хотьково, в Покровский монастырь. Там жил его старший брат, принявший монашеский постриг. Варфоломей предложил брату основать собственную пустынь строгого монашеского стиля. Что они и сделали. В глухом месте в Радонежском лесу построили келью. А потом там же и деревянная церковь. Храм был освящен во имя Троицы.
Но для его брата Бартоломео жизнь в пустыне показалась слишком тяжелой и жесткой. Он покинул пустыню и переехал в Москву. И Бартоломео остался один. Он принял монашеский постриг у местного игумена Митрофана с именем Сергий.
Вскоре вокруг Сергия начала формироваться небольшая монашеская община. Около 1342 года был основан монастырь, ставший впоследствии знаменитой Троице-Сергиевой Лаврой.
Куликовская битва
Авторитет Сергия как духовного наставника был столь велик, что не только духовенство, но и князья часто прибегали к его советам. Серхио умел наладить взаимопонимание верным словом даже среди врагов. Сергий часто использовал свой миротворческий талант, пытаясь примирить князей в войне. И ему это удалось! Ему удалось сплотить князей вокруг московского князя. Что было большой победой в то время, когда конфликты в России почти не прекращались.
Благодаря миротворческой деятельности Сергия практически все князья признали правителя Москвы главным на Руси. Это собрание чинов было очень важно накануне битвы с Мамаем. И во многом он предопределил победу русских войск.
Сергий не только благословил князя Дмитрия, впоследствии прозванного Донским, на битву. Но и двух своих монахов, Пересвета и Ослябю, отправил на войну в Куликовский стан. Хотя по уставу монахам запрещалось браться за оружие, но в миру они были опытными воинами. И их опыт очень пригодился в бою.
После победы русских войск авторитет Серджио стал еще выше. До наших дней не дошло ни одного письменного документа, написанного Серхио. Но он своим примером показал, как надо жить. Сергий скончался в своем монастыре 8 октября 1392 года.
Его вклад в духовную жизнь оценили не только церковные деятели, но и историки последующих поколений. Так Ключевский и Карамзин считали, что Серджио своим примером поднял нравственность в народе. Благодаря этому Русь сплотилась, помогла преодолеть раздробленность и страх перед завоевателями.
Расцвет Лавры
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. 1890 Фото
В XVIII-XIX веках Троице-Сергиева Лавра была одним из богатейших монастырей России, одним из крупнейших землевладельцев (в 1763 г., накануне великого изъятия церковных земель, Лавра владела более чем 100 000 крестьянских душ) . Активная торговля (зерном, солью, предметами быта) способствовала увеличению богатства монастыря; его финансовое положение в 17-18 вв отличалось большой крепостью; были большие пожертвования в пользу русской армии (в 1812 г. — около 70 тыс руб.: 7), ополчения (см. Дионисий Радонежский). В начале 20 века Лавра имела типографию (в ней печатались труды философов и священников — П.А.Флоренского, Климента Охридского и др.), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (изготовление игрушек, подсвечников, крестов) и др., резьба по дереву), магазины, конные участки. В 1910-е годы в Лавре проживало более 400 монахов. Некоторые небольшие монастыри и скиты были закреплены за Троице-Сергиевой Лаврой.
Мощи монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежского, преподобного Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Греко , Икона Андрея Рублева «Троица Живоначальная: 7» (ныне в Третьяковской галерее, Москва) – привлекла тысячи паломников со всей России.
В Лавре похоронены представители русских дворянских домов: Бельских, Воротынских, Глинских, Оболенских, Одоевских и др.; предводители Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители рода Годуновых; многие московские и другие епископы: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), патриархи Алексий I и Пимен. В ризнице хранятся многочисленные сокровища: это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, пожертвования королей и богатых людей монастырю. Библиотека Лавры обладает значительным собранием рукописей: русские летописные и рукописные книги XV-XVII вв и уникальные образцы первых русских печатных книг (около 10 000 в 1908 г.), исторических документов: здесь хранится 211-223.
Наиболее известными настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), принимавший активное участие в строительстве, святитель Филарет, переписывавшийся с А.С.), который был первым православным епископом Америки. : 6-7.
История Лавры в XX веке
Троице-Сергиева Лавра. Современный вид.
В начале 1900-х годов на территории монастыря продолжалось строительство, возводились новые кельи и корпуса, хозяйственные постройки и торговые центры; в 1905 г организована Лаврская типография.
1918 год положил начало сложному периоду в истории Лавры. По утверждению СНК РСФСР от 20 января (по ст.) монашеская жизнь продолжалась в частном порядке до 21 октября 1919 г., когда монахи были переселены в скиты Чернигова и Гефсимании. 10 ноября 1919 г. 1919 г президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры в связи с острой нехваткой помещений для больниц, школ и детских учреждений.В марте 1919 г. Московская духовная академия была упразднена и ее места были отданы под электротехнические курсы. ; 11 апреля были обретены мощи преподобного Сергия.20 апреля 1920 г., несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона Председателю Совнаркома В.И.Ульянову (Ленину) с просьбой отменить приказ о закрытии Лавры Совет Народных Комиссаров издал постановление «Об обращении в Музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкую немедленно закрыли, а братьев выселили и нашли себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 г. В том же 1920 г на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние монастыри возле Лавры и заброшены лаврские колокола. До 1953 года на территории Лавры располагался Загорский учительский институт .
Реставрация Лавры
К концу 1930-х годов лаврские памятники были полностью разрушены, частично перестроены и приспособлены под жилье и другие нетипичные хозяйственные нужды.
Первая комиссия по охране памятников искусства и древностей Троице-Сергиевой Лавры была создана в 1918 году, но реставрационные работы, проводившиеся под его руководством, не носили систематического характера, не было ни одного реставрационного проекта. Инициатором и организатором намеченных реставрационных и реставрационных работ был директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком был Загорский музей, в 1938 г был приглашен молодой архитектор И. В. Трофимов. Ему было поручено при составлении постановления 1920 года за подписью Ленина об обращении ансамбля Троице-Сергиевой лавры к музею подготовить мотивированный доклад в СНК РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного комплекса. В последующие два года он подготовил справку об историко-художественной значимости архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-реставрационных работ, дефектные документы, описи работ и сметы на пятнадцать объектов. На основании этих материалов 1 февраля 1940 года Совет Народных Комиссаров принял постановление, согласно которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в пределах стен крепости объявлялся историческим государственным Загорском и Заповедником Художественный музей. И. В. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. Для их производства была организована специальная научно-производственная площадка и создан Ученый совет, утвержденный Госкомитетом по делам искусств; На плановые работы правительство выделило 6 миллионов рублей. Председателем совета был академический архитектор И. В. Рыльский, ученым секретарем — В. П. Зубов, представителем заказчика — Загорского музея — архитектор М. Т. Виноградов. В совет вошли архитектор, академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А.В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В качестве научных консультантов неоднократно приглашались А. В. Щусев и И. Е. Грабарь, руководившие реставрацией картины с 1940 г.; генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Д.М.Карбышев; специалисты прикладного искусства и живописи Н.Н. Соболев, Д.И. Киплик, Ф.Я. Мишуков; историки — А.Г. Новицкий и А.Г. Габричевский. Реставраторов не хватало, и в 1945 году было открыто художественно-ремесленное училище с трехгодичной программой обучения, готовившее белокезов, моделистов, плотников и других мастеров-реставраторов.
Вся Троице-Сергиева лавра складывалась на протяжении четырех столетий, с 15 по 18 век включительно, и вместе с развитием целого менялся и облик ее отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти для каждого памятника художественный оптимум, то есть момент его максимального художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало составление проектной документации, в ходе реализации проекта они проводились масштабные разоблачения. Целью реставрации было не восстановить целое к некоему «оптимальному году», а, наоборот, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.
Его отец, художник В. П. Трофимов, принимал большое участие в творчестве И. В. Трофимова. Картины Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой лавре» и другие дают возможность увидеть памятники сразу после реставрации.
Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийность некоторых памятников, провести важную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., Церковь Сошествия Святого Духа с XV века, белокаменное основание колокольни, восточная часть трапезной с конца XVII века, покои митрополита, частично Царские дворцы и значительные части стен и башен крепости. Особенно значительными были работы по больничным палатам, построенным с новыми конструкциями и буквально вернувшимся из небытия (однако разборка трапезной XVII-XVIII вв., пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, не была сочтена достаточно мотивированной). На тот момент это были крупнейшие реставрационные и реставрационные работы в СССР. Вокруг стен монастыря была организована охранная зона в 30 метров, строительство которой было запрещено.
После 1950 г реставрационными работами, проводившимися в основном на памятниках, переданных Московской Патриархии, стали заниматься бывший студент-практикант И.В. Трофимова, В.И. Балдин, который в 1963 г совместно с А.Г. Устиновым предложил глобальный проект реставрация Лаврского ансамбля. В ходе реставрации 1956-1959 годов все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их внешних учреждений. К 1970 году большая часть реставрационных работ была завершена. Результаты реставрации, проведенной Балдиным, были оценены неоднозначно, в частности И.В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, причиненный как отдельным постройкам, так и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжалась и в 1970-е годы: многочисленные объекты воссоздавались под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.
В 1993 году архитектурный ансамбль Лавры был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Религиозная жизнь
Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Настоятелем стал патриарх Алексий I, первым наместником при открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева Лавра оставалась главной резиденцией патриархов до 1983 года, когда резиденция была перенесена в Данилов монастырь в Москве.
В воспоминаниях архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) указывается, что глава преподобного Сергия Радонежского, спрятанная при закрытии Лавры, была возвращена ее мощам схиархимандритом Иларионом (Удодовым), хранивший его с 1941 по 1945 год в алтаре храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове .
Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, который в том же году был возвращен Патриархии. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в пасхальную ночь 21 апреля 1946 года… В воспоминаниях одного из очевидцев возрождения Лавры протодиакона Сергия Боскина много упоминаний об отце Иларионе, который, вместе с архимандритом Гурием возглавил первые богослужения после 26-летнего отсутствия в монастыре. По свидетельству протоиерея Владимира Жаворонкова, первый возглас на службе после открытия Лавры произнес отец Иларион .
В августе 1946 года губернатором стал архимандрит Иоанн (Разумов).
21 ноября 1946 года Патриарх Алексий I освятил трапезную церковь преподобного Сергия Радонежского, закрытую для богослужений с 1921 года .
В конце 1946 года Лавру показали сыну президента США Франклина Рузвельта – Эллиотту Рузвельту с супругой, с которыми познакомился архимандрит вице-король Иоанн и его братья. В годы, предшествовавшие распаду СССР, такие проявления религиозной свободы стали в СССР обычной практикой.
В 1949 г в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия, перестроенная в 1946 г) .
15 ноября 1959 года Патриарх Алексий I благословил новый Устав Троице-Сергиевой Лавры. Лавра принимала Поместные Соборы Русской Православной Церкви в 1971, 1988, 1990 годах.
Архитектура
Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры были построены лучшими зодчими страны в 15-19 веках. Всего монастырь включает в себя более 50 построек различного назначения .
Первая: 31-32 постройка в монастыре — Троицкий собор четырехстолпный с крестообразной главой из белого камня, построенный в 1422-1423 гг на месте одноименной деревянной церкви; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV-XV вв. Архитектурный ансамбль Лавры постепенно формировался вокруг Троицкого собора. Построен преемником основателя Никоновского монастыря «в честь и похвалу» преподобного Сергия Радонежского и низложен в год прославления последнего в лике святых. Над иконостасом собора работали известные русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный: 32; для этого иконостаса Рублев написал икону «Святая Троица». Наиболее примечателен живописный ярусный конец собора. К Троицкому собору с юга примыкает Никоновская церковь (1552 г.). В западной половине южной стены собора, в том месте, где, по преданию, находилась келья преподобного Сергия, к мощам архиепископа была пристроена Серапионова палатка (нынешняя построена в 1783 г.) новгородский Серапион, скончавшийся в монастыре; Здесь же погребены митрополиты Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский (+ 1633) .
Второй по древности храм Лавры: 34 – Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) – возведен в 1476 году. По свидетельству московских летописцев, храм возведен псковскими зодчими. Заканчивается невысокой синей купольной колокольней (тип храма — «другие как колокола»).
План Лаврской площади с достопримечательностями
Крупнейшее здание монастыря — Успенский собор — был возведен в 1559—1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля. Большая работа по устройству храма была проведена по повелению царской четы — царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны Годуновой. Они проводились в 1585-1586 годах, в это время были построены приделы Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые носили одноименные имена святых царской четы. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков, фрески выполнены в 1684 году Дмитрием Григорьевым и другими.
Усыпальницы Бориса Годунова и его семьи примыкают к северо-западному краю собора, над которым в 1780 году воздвигнут павильонный шатер (не сохр.). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надладезная часовня, построенная в нарышкинском стиле (конец 17 в.).
У западной стены Лавры расположены казенная и больничная палаты, последняя — с церковью Соловецких Зосимы и Савватия — единственным в монастыре шатровым храмом. За храмом расположены покои прислуги и глеба (16-17 вв.).
С восточной стороны, за царскими вратами, на широком арочном проеме, служащем продолжением торжественного входа в монастырь, находится пятиглавая Иоанно-Предтеченская входная церковь (1693-1699) в строгановском стиле Москвы. Барокко; построен на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского.
Одна из доминант архитектуры — монастырская трапезная с церковью преподобного Сергия Радонежского (построена в 1686–1692 гг.) в южной части Лавры — почитается как один из лучших образцов московского барокко 6. Росписи в трапезной датируются 19 веком. Резной позолоченный иконостас (XVII) в Сергиевской церкви возведен в 1948 г из разрушенного храма Николая Великого Креста в Москве, расположенного у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате были освящены боковые приделы: северный — в честь преподобного Иоасафа Белгородского и южный — в честь преподобного Серафима Саровского.
Царские дворцы у северной стены Лавры служили покоями, где жил царь Алексей Михайлович во время своих визитов в монастырь. Братские кельи на юго-востоке монастыря (1640 г., предвестник и Варваринский корпус) и хозяйственный корпус также датируются XVII веком.
В 18 веке на территории Лавры были созданы интересные сооружения: небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшей в 1734 году на месте погребения Михея Радонежского; барочная восьмигранная церковь Смоленска (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746-1748 гг на средства графа А. Г. Разумовского (ее постройка связана легендой с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним), имеет четыре большие каменные лестницы, расположенные по периметру и каменные балюстрады. Иконостас в Смоленской церкви, возведенный после открытия Лавры, происходит от разрушенного храма Параскевы Пятницы в Москве на Пятницкой улице.
Трехэтажные митрополичьи покои, бывшие резиденцией московских архиереев (XVI-XVII вв., полностью перестроены в 1778 г).
Пятиъярусная Лаврская колокольня (1741-1770 гг., архитекторы Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин) считается 29 одним из лучших памятников русской архитектуры 18 века. Высота колокольни 88 м. В начале 20 века Лаврская колокольня насчитывала 42 колокола, но большинство из них было сломано в 1929-1930 гг. В 2002-2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в том числе Царский колокол весом 72 тонны 30 .
Рядом с колокольней находится обелиск, воздвигнутый в 1792 году в память о подвигах и славных событиях, происходивших в монастыре.
С конца 19 века и на протяжении 20 лет архитектором Лавры был А.А.Латков.
Им были построены многочисленные здания: Лаврская богадельня (1892 г.), Больничный корпус (1890 г., ныне используется как резиденция Московской духовной академии), а также Фабрика игрушек (инфекционная больница), (1894-1896 гг.), кузница конный двор (1890 г.), жилой дом (Лаврский арендный дом) (1910-1914 гг.), торговая галерея Лавры (1902 г.), Лаврские лавки (1894, 1906 гг.), Пафнутьев сад Лавры (нач век).
В конце XIX века на территории Лавры были построены здания Московской духовной академии с Покровской академической церковью (1870 г.) и Церковно-археологического бюро.
В конце 1980-х годов были построены новый зал заседаний Академии и новое общежитие.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.
Наместник
Фома, епископ Сергиево-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Святые и подвижники благочестия
5/18 июля, 25 сентября/8 октября Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра 21 января / 3 февраля, 21 июня / 4 июля прп. Максима Грека 12/25 мая и 3/16 октября прп. Антония Радонежского
Праздники и чтимые даты
31 мая / 13 июня День Святого Духа 30 мая / 12 июня День Святой Троицы 1/14 октября Покров Пресвятой Богородицы Подробнее 15/28 августа Успение Божией Матери 6/19 мая Отдых преподобного Михея Радонежского 8 / 21 августа Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 28 июля / 10 августа Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия». 5/18 июля Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского 24 августа / 6 сентября Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому 25 сентября / 8 октября Покой преподобного Сергия Радонежского
Святыни и святые источники
5/18 июля, 25 сентября/8 октября в Троицком соборе преподобного Сергия Радонежского 1/14 сентября Икона Троицы Божией Матери «Черниговская» 26/9 июля Икона Божией Матери «Тихвинская» Подробнее 3 февраля и 4 июля в Духовской церкви святых мощей преподобного Максима Грека 12/25 мая и 3/16 октября Трапезная в храме святых мощей преподобного Антония Радонежского в храме преподобного Сергия иконы святителя Николая
Храмы и Богослужения
Троицкий собор 1422 — 1425 гг
Здесь покоятся святые мощи игумена земли русской, прп. Серхио ди Радонес. В церковном иконостасе находятся иконы грамот св. Андрея Рублева.
Время работы в будние дни
служебная записка
5:30 | Братский молебен у мощей преподобного Сергия и полунощницы | |
6:30 | медиа литургия |
Откуда: пятно.
служебная записка
17:0 | молебен собора с акатистами Божией Матери | если нет ночного бдения |
Откуда: Дом.
служебная записка
50 | молебен с акатистом преп. Сергию | |
6:20 | медиа литургия | |
8:30 | молебны с акатистом С. Серджио | 8:30, 10:30, 12:30, 14:30, 16:30, 18:30 |
17:0 | молитва в соборе с акатистой св. Серджио | |
21:0 | Признание |
Успенский собор 1559 — 1585 гг
Построенный по приказу царя Ивана Грозного, рядом с собором находится усыпальница царя Бориса Годунова и его семьи.
Часы работы Ежедневно (кроме выходных)
служебная записка
9:0 | Индивидуальный молебен | |
13:0 | Индивидуальный молебен | Без водного благословения |
По дням недели
служебная записка
6:15 | ранняя литургия | |
9:30 | поздняя литургия | |
16:45 | вечерняя служба (9 час, вечерняя и утренняя, 1 час) |
Откуда: Дом.
служебная записка
5:30 | ранняя литургия | |
9:30 | поздняя литургия | |
17:0 | бодрствовать всю ночь |
Храм преподобного Сергия Радонежского с трапезной 1687-1692 гг
Кьеза делла Порта в честь Рождества Иоанна Крестителя 1693-1699 гг
Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов 1476 г
псковские мастера
Время работы: вс.
служебная записка
7:30 | Средняя литургия |
Шатровый храм преподобных Зосимы и Савватия работы Соловецкого в Больничных палатах 1635-1637 гг
Храм Смоленской иконы Божией Матери 1746 — 1753 гг
Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию
Михеевская церковь
Храм в честь Покрова Божией Матери
в Духовной академии
Время работы в будние дни
служебная записка
6:0 | исповедь в исповедальне академии | |
6:20 | Литургия | |
16:45 | вечерняя служба (9 час, вечерняя и утренняя по 1 часу) |
От: ср.
служебная записка
18:20 | акафист собора Покрова Божией Матери | кроме дня |
Откуда: Дом.
служебная записка
7:0 | признание | |
7:45 утра | Литургия | |
17:0 | бодрствовать всю ночь |
Храм в честь Сан Джованни Климако
в духовной семинарии
Верхняя часовня
Подворья
Дата основания Спасо-Вифанского монастыря: 1783 г
Скит Параклита Троице-Сергиевой Лавры основан в 1858 г
Варницкий-Сергиевский Троицкий монастырь
Богородское подворье Троице-Сергиевой Лавры
Всесвятский двор Троице-Сергиевой лавры основан в 1834 году
Деулинское подворье Троице-Сергиевой Лавры. Церковь Спаса Нерукотворного в селе Деулино Дата основания: 1617 г
Московский Троицкий подворье Троице-Сергиевой Лавры, основанной в 1460 г
Пересветское подворье Троице-Сергиевой лавры основано в 2000 г
Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, подворье Троице-Сергиевой Лавры
Благовещенский двор Троице-Сергиевой Лавры Дата основания: 14 Московская область, Сергиево-Посадский район, Благовещенская деревня
Скиты
Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры основан в 1844 г
Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре
Службы в храмах Троице-Сергиевой Лавры проходят ежедневно.
Трапезная церковь: по будням ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 8:30, вечерня — в 16:45.
Успенский собор: по воскресеньям и праздникам первая литургия в 5:30, поздняя — в 8:30; Он не спит всю ночь в 5 вечера.
Троицкий собор: утренние службы в 5:30 и 6:30, воскресенья и праздничные дни — с 5:30, молебны преподобному Сергию по расписанию.
Кроме того, службы регулярно проходят и в других храмах Лавры: в Предтеченском храме, в храме святых Петра и Павла.
Основное расписание богослужений в Троице-Сергиевой Лавре находится на этой странице официального сайта.
Служение
«Не оставляй чужой любви…»
На протяжении семи веков, исполняя волю преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой Лавры, он уделял большое внимание благотворительности и гостеприимству, организуя и принимая на ее содержание богадельни, богадельни и дома престарелых.
Благодаря содействию благотворителей и Совета Фонда Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского значительно расширились возможности социального служения.
До недавнего времени в Лавре было лишь небольшое здание Дома богадельни.
Историческая справка
В 19 веке к Лавре был пристроен Александро-Мариинский приют. Он был построен в 1840-1841 годах на пожертвования дочери действующего частного советника Анны Александровны Луниной. Новое здание было построено в 1872-1873 годах по проекту архитектора Грудзина на месте обветшавшей Лаврской богадельни в 1840-1843 годах. После революции и закрытия Лавры здания Александро-Мариинского дома призрения были национализированы и превращены в промышленные здания. Здание церкви и господского дома было превращено в обычный жилой дом. Световой барабан церкви и ее голова были разрушены. Вот уже 20 лет, с 1993 года, главное здание дома возвращено Троице-Сергиевой Лавре и носит название Дома-приюта для приезжих паломников.
Его комнаты на 80 коек не могли вместить всех желающих, тем более, что по установленному с самого начала правилу на ночь принимались только мужчины.
* * *
К настоящему времени недалеко от монастыря, в овраге у северной стены монастыря, возведен и благоустроен гостиничный комплекс «Пилигримническая слобода».
Учебные заведения на территории монастыря
С 1742 года на территории монастыря действовала духовная семинария .
В 1814 г на базе Славяно-греко-латинской академии в Москве была открыта Московская духовная академия, размещавшаяся в здании «царских дворцов». Среди учеников Академии следует отметить известных философов В. С. Соловьева и П. А. Флоренского .
Основные достопримечательности
Обязательно стоит увидеть своими глазами уютное местечко. Здесь можно не только полностью отдохнуть от повседневной суеты, но и приобщиться к русской культуре и духовной жизни. Сконцентрировано около 50 объектов. Удивительно, но все они были построены в разное время. Чтобы полностью охватить все красивые места в путешествии, покажется мало.
Лучшее решение – экскурсия с опытным гидом. Таким образом, вы сможете узнать для себя гораздо больше полезной информации. Красивое и безмятежное творение заряжает энергией. Везде чувствуется искренность, глубокая мысль, гармония.
Троицкий собор
Это старейшее религиозное сооружение в комплексе, построенное в 15 тысячелетии. Здесь хранится самая главная святыня монастыря: мощи преподобного Сергия. Рак сделан из серебра, золота. Храм с невероятно красивыми золотыми куполами, блестящими на солнце, расписан А. Рублевым. К сожалению, оригинальные фрески не сохранились до наших дней. Они были отреставрированы современными мастерами. Полную информацию о полноте образа можно получить, просмотрев последующие копии. Внутри собор так же потрясающе красив, как и снаружи.
Успенский собор
Изначально здание должно было полностью копировать ансамбль знаменитого Московского Кремля. Таков был замысел Ивана Грозного, крестившегося в Лавре. Новостройка превзошла все ожидания, став настоящим произведением искусства. Иконостас спроектировал Симон Ушаков. Особого внимания заслуживают роскошные фрески. Их выполнила Московская иконописная школа. Имеется большое количество захоронений. Могила Бориса Годунова до сих пор присутствует на стенах.
Колокольня
Колокольня с красивым ажурным орнаментом была спроектирована Дмитрием Ухтомским в 18 веке. Это заслуженно самая эффектная колокольня в нашей стране. Раньше здесь звучали десятки колоколов. В революционный период большинство из них было безжалостно уничтожено. Впоследствии реликвии были восстановлены. Самый большой колокол весит 70 тонн.
Малые церкви
Миниатюрный монастырь был построен приезжими мастерами из Пскова. Интересно, что колокольня находится прямо под куполом. Такой подход не является стандартным для российской столицы. Недалеко от ворот можно увидеть изысканно украшенную Предтеченскую церковь. Он расположен прямо над восточным входом. Инициатива строительства исходила от купцов Строгановых. Это великолепное и торжественное здание в бело-красных тонах окончательно превратилось в образец архитектуры барокко.
Самая маленькая святыня ансамбля – Михеевская. Он был возведен в 18 веке там, где Божия Матерь приснилась Сергию Радонежскому. Регулярно работает элегантно украшенная часовня. Его строительство велось над источником целебной воды.