История
В 14-16 веках Сурб Саркис был центром армянского образования и культуры. В храме действовал один из крупнейших армянских скрипториумов того времени, развивалось искусство миниатюры и книжной гравюры. Здесь работали известные художники, философы, поэты и историки: Симеоне, Бабердеци, Степанос, Карнеци, Аветис, Аракел, Христосатур, Авраменци.
Рукописи скрипториума Сурб Саркиса хранятся в Национальной библиотеке Франции (Париж), в библиотеках Армянского Патриархата в Иерусалиме и армянских мхитаристов в Вене, в собраниях Матенадарана (29 рукописей, подписанных Никогайосом Цахкараром († 1693 г.) , стих «История Страны Крымской» поэта Мартироса Крыма 18 века, рукопись Евангелия 1649 г).
С 1811 года (с момента основания Феодосийского музея древностей) в церкви скопились каменные плиты с надписями, которые послужили основой для открывшейся в ХХ веке музейной лапидарии. В связи с затоплением церкви осенью 1986 года находки были перевезены в основное помещение музея.
В 1888 г церковь пострадала от пожара и была отремонтирована на средства прихожанина И.К. Айвазовского. С этим храмом была неразрывно связана жизнь знаменитого мариниста: здесь он крестился в 1817 году, здесь венчался, здесь был похоронен на отпевании и погребен в церковном дворе в 1900 году. По завещанию Айвазовского, церковь и школьный приход получил 50 000 руб.
При советской власти, в период 1965-1970 годов, церковь была отреставрирована. В 1970 году при строительстве жилых домов на прилегающих территориях была разрушена древняя дренажная система, в результате чего храм начал затапливать водоносными горизонтами, что привело к утрате остатков фрески. В конце 1980-х годов началась новая реставрация, продолжающаяся до сих пор (2015 г).
Описание
Церковь Святого Сергия — средневековая армянская церковь в Феодосии. Могила И.К. Айвазовского.
Архитектура
Благодаря многочисленным реконструкциям Сурб Саркис выделяется сложностью внутреннего плана и объемно-пространственным решением.
Центральная часть прямоугольная в плане, с тремя полукруглыми апсидами, алтарь ориентирован на восток. С запада большая арка ведет в прямоугольный вестибюль. Помещение, примыкающее к центральной части с севера, состоит из двух частей: меньшей квадратной и большей трапециевидной. Большую часть объема храма завершают полукруглые своды на опорных арках (кроме квадратной части северного зала, перекрытой ребристыми сводами).
Стены построены из больших блоков известняка. Снаружи и внутри хачкары установлены из мрамора и известняка, некоторые из которых намного старше храма. Строительные швы тщательно затираются. Черепичная крыша двускатная.
Вход в храм украшают два григорианских креста. Выше находится памятная доска с армянской надписью о том, что в 1888 году храм был восстановлен после пожара на деньги, выделенные Айвазовским. Старинные ореховые двери церкви Сурб Саркис, разделенные на две части, находятся в залах Эрмитажа и Феодосийского музея местных традиций.
Интерьер украшен фресками, но и те, что сохранились до XX века, были уничтожены наводнением 1970 года. В алтаре сохранилась крестильная купель, украшенная наскальными рисунками.
Перед церковью находится колокольня, построенная при реконструкции 1888 г в сохранившейся части портала, ранее составлявшей единое целое с храмом.
Портальная колокольня 15 века в армяно-азиатском минорном стиле выполнена в форме беседки-кивории. Четыре массивных столба соединены стрельчатыми арками и перекрыты крестовым сводом. Фриз с южной и северной сторон украшен резными розетками, соединенными поясом.
Внешний вид и внутреннее убранство
Собор Святого Саркиса выделяется среди других церквей своим необычным внешним видом: человек, даже не очень разбирающийся в архитектуре, увидит его «армянские» черты. Действительно, он построен в неоармянском стиле, что предполагает использование форм древнеармянских архитектурных особенностей при возведении современных зданий. Другими словами – «объединение старого с новым». Принципы этого направления были сформированы в начале ХХ века и продолжаются по сей день.
Здание Армянской Адлерской церкви сложено из крестообразных блоков песочного цвета. Внешний вид не отличается роскошным убранством, но привлекательный внешний вид ему придают треугольные окна под черепичной крышей.
В собор четыре входа: центральный, два боковых и служебный (со стороны алтаря). В 2004 году перед главным порталом, симметрично храму, как отдельное сооружение была возведена колокольня.
Вечером Армянская церковь Сочи играет новыми красками, все благодаря подсветке. Специалисты установили светильники, создав законченную композицию, подчеркивающую красоту храма.
Несмотря на конфессиональные различия Русской и Армянской православных церквей, внутреннее убранство имеет некоторые сходства. Например, иконы на стенах, подсвечники.
Существует мнение, что армяне-христиане отвергают иконы. Действительно, это иллюзия: у них есть и обычай их дарить, и чин освящения, говорящий о почитании икон. И у них особое отношение к Богородице: в ее честь освящается жертвенник и там устанавливается только Ее лик.
В соборе Сурб-Саркис на стенах висят иконы с изображениями Крещения Господня, Благовещения Богородицы и почитаемых святых.
В 2015 году сочинские предприниматели Ованнес Макеян и Оганес Иджиян купили и подарили собору картину XIX века «Иисус в храме». Она была написана неизвестным испанским автором и хранилась у коллекционера из Сочи.
Рядом с иконами стоят подсвечники, сделанные уникальным способом: в квадратную форму насыпан песок, который сверху залит водой. Прихожане кладут в песок зажженную свечу и, когда она догорает, увлажняют и гасят пламя.
Внутренняя структура армянского храма имеет признаки алтаря. Она отделена от верующих солью, и поэтому там не иконостас, а завеса, которую священник закрывает и открывает в определенный момент службы (большая часть службы здесь проходит открыто). За занавеской, на помосте, стоит престол, на котором во время литургии стоит чаша с дарами.
Роль Айвазовского в истории Сурб Саркис
Имя великого русского мариниста Айвазовского Ивана Константиновича (по-армянски — Ованес Айвазян) неразрывно связано с церковью Сурб Саркис. Здесь он крестился и обвенчался. Когда Сурб Саркис пострадал от пожара, Иван Константинович сделал большие пожертвования на реставрацию и собственноручно расписал стены. В составе ограды храма Айвазовский был похоронен и завещал крупную сумму церковно-приходской школе.
Тенистая свежесть, ощущение соприкосновения с древностью, историей, культурными традициями армян, самобытная архитектура и своеобразный неповторимый декор, вот что ждет туристов и паломников, желающих посетить это прекрасное место.
Церковь сегодня
Сегодня это не только место молитвы прихожан, но и духовный и культурный центр. Их количество растет, в праздничные дни собор и храмовый двор переполнены. В церкви открыта воскресная школа. Здесь преподают армянский язык и историю, уроки культуры.
На территории церкви установлены памятники-кресты (хачкары), посвященные трагическим страницам истории этого закавказского народа. Один из них посвящен жертвам геноцида (отмечается 24 апреля). В этот день к памятнику приносят живые цветы и возле церкви проводят отпевание (после службы.
Второй хачкар установлен в память о погибших в авиакатастрофе 3 мая 2006 года. Этот крест привезли сюда из Армении (Эчмиадзин) через границы трех государств. Его автор – армянский скульптор Григор Ованесович Григорян.
Почему Сурб Саркис привлекает туристов
Старая Феодосия – это целый квартал, простирающийся недалеко от центральной набережной. Есть много древних мест, которые стоит посетить. Рекомендуем начать экскурсию с церкви Сурб Саркис. На это есть несколько причин:
- Сложная архитектура (особенно внутреннего плана).
- Дух Айвазовского (если вам нравится творчество художника, обязательно посетите это место).
- Хачкары (архитектурные элементы, представляющие собой плиты с крестами).
- Двускатная черепичная крыша.
- Святой, в честь которого назван храм, покровительствует влюбленным.
- Вход свободный.
Прямоугольное здание церкви было возведено из блоков известняка, материала, которого на полуострове всегда было в изобилии. Алтарь обращен на восток, с большой аркой, соединяющей вестибюль с западной частью. Трапециевидная и квадратная секции примыкают к северной стене сооружения. Полукруглые своды установлены на ребрах — несущих арках. Двускатная крыша вызывает ассоциации с закавказскими соборами.
Внутри здания иногда встречаются остатки средневековых фресок. Раньше храм украшали оригинальные двери из орехового дерева, но после пожара артефакт был перевезен в здание Эрмитажа. Семейный саркофаг семьи Айвазовских находится во дворе храма. Это монументальное сооружение воздвигла жена художника-мариниста.
Легенда о Саркисе
Изначально церковь получила свое название благодаря Сан Саркису, просветителю, жившему в V веке в Каппадокии. Саркис был замучен как римский стратилат. Если внимательно присмотреться к хачкарам (армянским крестам, вырезанным в стенах), можно увидеть надписи, прославляющие мученика.
Согласно легенде, римский император ужасно ненавидел христиан, поэтому решил уничтожить Саркиса вместе с его 39 воинами. После очередной победы легионеров император подослал к ним 40 девушек с приказом дать воды всем мужчинам, а затем убить их. Одна из девушек ослушалась, потому что была влюблена в Саркиса. Поцеловав своего избранника, девушка разбудила его во время расправы и тем самым спасла жизнь святому. Саркису удалось быстро оседлать коня, сбежать из города и при этом спасти красавицу.
Легенда позволила армянам сделать Саркиса покровителем влюбленных пар. Вы должны приветствовать святого с мукой, рассыпанной на подносе. Этот поднос следует поставить на подоконник или подоконник. Говорят, покровитель молодежи часто ездит по небу на белогривом коне.
Когда приезжать и почему?
Армянский храм Сурб-Саркис рекомендуется посетить как верующим армянам, так и интересующимся достопримечательностями Адлера и Сочи, историей и обычаями других народов и народностей.
Сюда обязательно стоит приехать 14 февраля, когда здесь празднуют Армянский Терендез (по аналогии с русской Масленицей). По обычаю в этот день после литургии верующие выходят во двор и празднуют до вечера. Прямо на кладбище молодые пары прыгают в костер (как Иван Купала у славян). Здесь можно увидеть танцы в национальных костюмах и услышать звучание армянских инструментов: дудук, зурна, дхол.
Второй фестиваль, который с каждым годом становится популярным, — это день Сан-Саркиса, покровителя молодежи и влюбленных. Его отмечают 19 февраля. В этот день совершается обряд благословения молодежи.
Как добраться до Сурб-Саркис?
Ближайшая к этому месту остановка общественного транспорта — «Парк Морсад». Сюда можно приехать на маршрутках №1. 1, 2А и 14. Они пересекают всю агломерацию.
Контактная информация. Время работы
- Адрес: улица Бестужева, 22, Адлер, Сочи, Россия.
- GPS-координаты: 43.419951, 39.922019.
- Официальный сайт:
- Телефон: +7-862-240-11-86.
- Режим работы (часы): с 9:00 до 18:00.
Летом Собор Сурб-Саркис приветлив и умиротворен. Его территория облагорожена: он буквально утопает в зелени. Здесь растут южные платаны, магнолии и другие декоративные растения, создающие красивый фон для фото. Во дворе установлены скамейки, где любят отдыхать прихожане и гости города.