- Православные Храмы 17 века
- Собор Архангела Михаила (Кремль)
- Церковь Ильи Пророка
- Храм Жён-Мироносиц
- Успенский храм
- Иоанна-Предтеченская церковь
- Смоленский храм
- Рождественская церковь
- Церковь Спаса Преображения (Карповская)
- История строительства
- Архитектурные особенности
- Карповская церковь в первой половине XIX века
- Карповская церковь в XX веке
- Истоки монашеского подвижничества
- Мужские монастыри Нижегородской области
- Женские монастыри Нижегородской области
- Благовещенский мужской монастырь
- Крестовоздвиженский женский монастырь
- Печерский Вознесенский мужской монастырь
- История Успенского храма
- Архитектура храма и его внутреннее убранство
- Современное состояние храма и режим посещения
- Как добраться
Православные Храмы 17 века
Первые каменные храмы Нижнего Новгорода, конечно же, возникли на территории Кремля и в ближайших местечках и слободах, т.е в верхней части Нижнего Новгорода.
Собор Архангела Михаила (Кремль)
История собора Архангела Михаила восходит к основанию Нижегородского Кремля. Сначала деревянный, потом несколько раз каменный, этот храм существовал здесь с начала 13 века. Дошедшее до нас 34-метровое сооружение было построено в 1920-х и 1930-х годах. XVII в. (арх. Л. Возулин) в честь всенародной победы над польскими захватчиками, начавшейся с образования Нижегородского ополчения.
Храм Архангела Михаила в Нижегородском кремле. 20-30 годы 17 века
Архитектурный стиль этого храма типичен для переходной эпохи 16-17 веков. А вот шатровая крыша, характерная только для строительства русских храмов, совершенно уникальна. Потому что еще в середине XVII века по указу патриарха Никона шатры как церковные окончания были запрещены и началась эпоха купольных окончаний.
Церковь Ильи Пророка
Адрес: улица Ильинская, 9
Одно из древнейших сохранившихся храмовых сооружений — Ильинский храм — был построен в одноглавой каменной форме в середине XVII века по инициативе священника Стефана. До нее здесь стояла деревянная предшественница начала XVI века, построенная в память об освобождении города от татаро-ногайских захватчиков.
Ильинский храм на Ильинской горе. Середина 17 века
По преданию, именно здесь располагался главный лагерь мурз, убитых смертельным ударом боевика Ф. Литвича с Северной башни Нижегородского кремля, после чего нагайско-татарские завоеватели бросились в погоню. Возможно, поэтому церковь и стала называться Ильей, ведь пророк Илья – повелитель грома и молнии.
Во второй половине девятнадцатого века были проведены некоторые переделки храма. Церковь стала пятиглавой, трапезная полностью заменена (арх. И. Кострюков). Улица берет свое название от этой церкви, полностью перестроенной в камне после пожара 1839 года, после которого она стала одной из самых богатых улиц города.
Храм Жён-Мироносиц
Адрес: ул. Добролюбова, 12 А
Двухэтажная церковь Жен-мироносиц, построенная в середине XVII века, находится недалеко от музея-усадьбы Добролюбова, Дома Петра Великого и Дома Св. Пятова. Это, по сути, не храм, а два в одном — с летним храмом Жен-мироносиц, примыкающим к зимнему — иконе Божией Матери «Знамение.
Храм жен-мироносиц. Середина 17 века
Эта каменная церковь, являющаяся первой приходской церковью Альто-Посада, ведет свою историю с 13 века. Две приходские семьи из этого слободы подарили миру знаменитые чудотворцы Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского. Архитектура здания также уникальна: это один из первых древнерусских храмов, построенных в форме «корабля», т.е по оси расположены алтарь, молельня, трапезная и колокольня.
Успенский храм
Адрес: Крутой переулок, 4 а
Также на Ильинском холме находится памятник федерального значения: церковь Успения Божией Матери с шатровой крышей, построенная на рубеже 1960-1970-х годов. Купец XVII в. А. Олисов, белокаменные палаты которого можно увидеть рядом в том же переулке.
Уникальность этого сооружения заключается в перекрытии его основного церковного объема, который именуется «четырехгранным крестильным бочонком». Считается, что подобных доработок в строительстве храма XVII века уже не сохранилось.
Успенская церковь на Ильинской горе. 60-70 лет 17 век
В 1930-е годы советского существования церкви был нанесен очень значительный ущерб, она была лишена трапезной и колокольни. В период восстановления церковных зданий с начала 1990-х годов этот храм стал первым сооружением, восстановленным по программе «Ильинская слобода».
Иоанна-Предтеченская церковь
Церковь Рождества Иоанна Крестителя была построена в камне на Торге города в 1980-х годах. 17 века, хотя его предшественник известен еще в 15 веке. Эта церковь отражена в названии соседней башни Кремля — Ивановская.
Церковь Иоанна Предтечи у подножия Кремля 80-е годы 17 века
Особое значение этого храма, а точнее его еще деревянного предшественника, связано с началом формирования Нижегородского ополчения и активной организаторской работой гражданина К. Минина. Ведь именно возле этой церкви выступал знаменитый патриот с просьбой отдать все средства и силы для борьбы с оккупантами.
Судьба храма в советское время была довольно болезненной, но сегодня он вновь действующий и является удивительной достопримечательностью нынешней Площади народного единства.
Смоленский храм
Адрес: улица Гордеевская, дом 141 А
В 80-х годах. XVII века в нижней части сегодняшнего Нижнего Новгорода, а в то время в селе Гордеевка, известный купец и меценат Григорий Строганов на средства постройки Храма Смоленской иконы Божией Матери. Храм был построен исключительно для жителей имения Строгановых и впоследствии стал приходским храмом.
«Барочные Строгановы» Смоленской церкви 80-х годов 17 века
Смоленская церковь – уникальнейший памятник «строгановского барокко», которых в нашей стране буквально немного.
Позднее, в 19 в., когда начала активно функционировать Нижегородская ярмарка, рядом со Смоленском была построена Владимирская церковь, перестроенная в стиле модерн в начале 20 в. (арх. Д. Федоров).
Сегодня обе эти действующие церкви составляют единый Смоленско-Владимирский приход.
Рождественская церковь
Адрес: ул. Рождественская, 34 а
Строгановская церковь или Соборная церковь Пресвятой Богородицы появилась на Рождественской улице в конце 17 — начале 18 веков благодаря самому Г. Строганову, который построил и Смоленскую церковь. В 19 веке, после разборки древней церкви Рождества, ее название автоматически перешло к Строгановской церкви.
Построенный как дом, этот храм стал украшением улицы и всего города, благодаря уникальному архитектурному стилю, названному «строгановское барокко».
Эта действующая церковь и федеральная достопримечательность красива снаружи и внутри и является обязательной для посещения на туристических маршрутах.
«Барочные Строгановы» церкви Рождества Христова. Конец 17 века
Несколько других нижегородских храмов, хронологически относящихся к XVII веку, расположены в действующих нижегородских монастырях: Печерском и Благовещенском.
Церковь Спаса Преображения (Карповская)
Архитектор | Иван Иванович Межецкий |
Год(ы) постройки | 1817 год |
Объект национального наследия | 5200704000 |
Идентификатор объекта в общем каталоге | 2313 |
Тип объекта | Определить тип объекта х closeType: выбрать тип зданияАэропорт/аэродромБиблиотекаГостиница ДворецБизнес-центр (офис) Вокзал/вокзалДом/усадьбаЗамок Исторический район Медицинский институтМагазин/торговый комплексМалая архитектурная форма (беседка, фонтан, арки и т.п.) могильник (кладбище)) Многофункциональный комплекс (жилой, коммерческий, коммерческий и т.д.) памятник Мост Музей Небоскреб Общественное здание Оздоровительный комплекс (спа, массажный центр) Остановка наземного транспорта Парк (парк, сквер, зоопарк, ботанический сад и т.д.) пенитенциарные учреждения (тюрьма, лагерь и т.п.) Памятник природы Промышленное предприятие (завод, фабрика и т.п.) Развлекательный центр Стадион Станция метро Театр Телебашня Университет Учебное заведение (школа) Финансовая компания Крепостное сооружение (замок, крепость, Кремль и т.п) Примечание. Вам необходимо выбрать тип объекта из списка. Если в списке нет типа объекта, обратитесь к администрации портала |
Церковь Спаса Преображения (Карпова) — православный храм из Нижнего Новгорода, построенный в начале 19 века в подмосковном селе Карповка. |
Вид на церковь
Церковь Спаса Преображения (Карпова) — православный храм из Нижнего Новгорода, построенный в начале 19 века в подмосковном селе Карповка.
История строительства
В первые годы начала 19 века в селе Карповка (ныне территория Ленинского района города Нижнего Новгорода) произошло несколько пожаров. Сгорели также деревянные церкви Спасо-Преображенская и Никольская. Прихожане тут же захотели снести новый деревянный храм и попросили разрешения в духовной консистории, но епископ Нижегородский Моисей (1811-1825) предложил построить более величественный и огнеупорный кирпичный храм, тем более что правительственный указ от 6 февраля 1801 г предписывалось, что если горит деревянная церковь, то деревянная не может быть восстановлена.
Архитектурные особенности
Прихожане стали собирать деньги и постепенно заготавливать кирпич, белый камень, известь для строительства будущего храма. С просьбой разработать планы фасадов обратились к губернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому. Иван Иванович оформил фасады церкви в формах классицизма: молельный зал открывался внутрь высоким светящимся барабаном с фигурным куполом, увенчанным золотокованым крестом.
Северный и южный входы храма были украшены четырьмя столпами, увенчанными треугольными фронтонами. Стены потрескались горизонтальными бороздами дождевой ржавчины. Окна храма получили рельефные обрамления, а фасады представляли собой декоративные ниши в виде овалов, вписанных в прямоугольники.
Пока только колокольня сохранила свой первозданный вид. Это композиция из четырех и двух восьмерок, сужающихся кверху. Вход в колокольню украшен декоративной килевой аркой. Первый ордер колокольни завершается треугольным фронтоном. Каркас отмечен декоративным резным поясом, а фронтон отмечен приподнятой аркой.
Боковые части второго ордера украшены группами из трех дополнительных колонн, увенчанных фронтонами. База и столица выполнены в тосканском стиле. Центральные части второго ордера украшены приподнятыми арками со ставнями и замковым камнем. Проемы арок покрыты фресками, изображающими Святую Троицу, Преображение и Вознесение Господне.
Третий этаж колокольни пересекают восемь приподнятых арок. Купол увенчан стройным шпилем, напоминающим завершение крупнейших монументальных сооружений Петербурга петровской эпохи: Адмиралтейства и Петропавловского собора.
Карповская церковь, как и все постройки, построенные И. И. Межецким, отличались простотой и строгостью форм, сдержанностью в использовании декоративных элементов и деталей. В Карповской церкви Межецкому удалось воплотить лучшие традиции русского зодчества.
Карповская церковь в первой половине XIX века
Строительство церкви было завершено в 1817 году, и тогда же она была торжественно освящена епископом Моисеем в честь Преображения Господня.
Карповский храм стал настоящим духовным центром большой площади, так как в то время относился ко второму округу Балахнинского уездного благочиния Нижегородской епархии. В 1838 году при храме была открыта церковно-приходская школа, где два учителя обучали местных детей: грамоте и арифметике, священной истории и Закону Божию.
Население прихода росло. В престольные праздники храм, несмотря на свои внушительные размеры, уже не мог вместить всех желающих, поэтому в 1861 году было решено над трапезной надстроить второй этаж, куда должны были быть перенесены приделы. Дополнительные часовни позволят совершать богослужения два и три раза в день и будут принимать больше прихожан.
Разработку проекта коренной реконструкции карповского храма поручили архитектору Роберту Яковлевичу Килевейну (1825-1895). Келевейн изучал народную архитектуру из дерева и особенно интересовался слепыми скульптурами. Под влиянием своего увлечения он привнес в проект реконструкции храма элементы народного деревянного зодчества.
2 июня 1868 г проект Келевейна был одобрен Департаментом строительства провинциального правительства. Планировалось сохранить купольное завершение молельного зала и надстроить только второй этаж над трапезными сводами на высоте основного четырехугольного свода.
Но в процессе строительства первоначальный проект претерпел значительные изменения. Над сомкнутым сводом молельного зала вместо купола возведены пять. Купола были покрыты железом, окрашенным зеленой масляной краской. Окна второго этажа трапезной получили рельефные плиты с треугольными фронтонами, возвышавшимися над карнизом крыши. Внешний вид храма был оштукатурен, декоративные элементы побелены.
Карповская церковь в XX веке
В начале 20 века интерьер церкви был вновь расписан по рисункам М. В. Нестерова и В. М. Васнецова.
После Октябрьской революции 1917 года Карповская церковь осталась одной из немногих незакрытых церквей Нижнего Новгорода. Церковь действовала до 1941 года, когда была закрыта за неуплату налогов в райфинотдел города. К этому моменту на территории города не осталось ни одного действующего храма.
В годы Великой Отечественной войны советская власть постепенно стала смягчать свою позицию по отношению к Церкви. Отдельные случаи открытия церквей имели место в разных регионах страны уже в первые два года войны. 14 апреля 1943 года горисполком передал Карповский храм церковной общине. Был назначен священник и отслужены три службы: 11, 12 и 13 июня. Но в ночь с 13 на 14 июня произошел налет вражеской авиации. Погибли пять человек из общины, повреждено здание церкви.
19 июля 1944 г после капитального ремонта Карповская церковь вновь открыта. В церковном приходе было 2000 прихожан.
В 1948 году был назначен настоятелем Ветошкин, который начал свое дело с ремонта зданий, реставрации росписей и возрождения церковного хора. Здание церкви было расписано, отремонтирована кровля, построены котельная и квартира для часовых размещены в подвале. Территория вокруг храма заасфальтирована, для поездок на службу куплена машина «Победа». Помимо реставрации росписи велись работы по золочению иконостаса.
Истоки монашеского подвижничества
В 1221 году воины князя Владимира захватили крепость Обран Ош, расположенную в устье Оки. Это был форпост и таможня средневекового Мордовского государства Эрзян Мастор. Прибыв в эти места, русские заложили здесь собственное укрепление, положившее начало Нижнему Новгороду.
Благовещенский монастырь с высоты птичьего полета
В то время православная вера была уже достаточно распространена в русских селах и городах. И, конечно же, поселенцы новых земель начали обращать местных жителей в христианство. В то время у эрзя сложились представления о мироустройстве, сходные со многими другими народами.
Они верили, что душа является носительницей жизни и были убеждены, что после смерти она уходит в загробный мир — «тоначи». Поэтому во многом привитие христианских ценностей на землях Нижнего Новгорода происходило естественным, ненасильственным путем. Хотя между русскими и мордвой за обладание некоторыми территориями происходили частые военные столкновения.
Вид на Благовещенский монастырь из отеля AZIMUT
На начальном этапе развития православия на Руси странствующие монахи были обычным явлением. По улицам ходили те, кто буквально искал веру «в мире» и проповедовал, как мог, основы христианства. Кое-где они объединялись в монашеские общины. Так началась история Печерского мужского монастыря.
Но очень часто православные монастыри основывались местными князьями. Их использовали как крепости, способные защитить новые города от вражеских набегов, и одновременно как центры распространения христианской веры. Так появился Благовещенский монастырь, построенный главным образом для усиления обороны города со стороны реки.
Мужские монастыри Нижегородской области
- Свято-Успенский в пустынном Саровском дворе;
- Спасо-Преображенский у древних соборов-церквей Арзамаса;
- Благовещенская – старейшая, непосредственно в Нижнем Новгороде;
- Свято-Вознесенско-Печерский – в Нижнем Новгороде;
- Санта-Дормиционе Эрмитаж-монастырь Флорищева в селе Фролищи;
- Амвросиев Дудин Николаевский — там же, на линии Дуденево-Тетерюгино;
- Оранский Владимирской иконы Божией Матери в Богородицком районе (с. Оранки);
- Богородице-Феодоровской в честь образа Божией Матери в городе Городце;
- Высоковский Успенский мужской монастырь в селе Выселки Ковернинского района;
- Покровский монастырь-скит в Балахне восстанавливается, но вполне «функционален».
Женские монастыри Нижегородской области
- Арзамасский Сан-Никола с двумя сельскими монастырями;
- Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский в Дивеево и окрестных населенных пунктах;
- Свято-Троицкий Белбажский и Кутузовский скиты, отделившиеся от Дивеевского строения;
- Крестовоздвиженский Нижегородский — воссоздан на базе трех отдельных комплексов;
- Покровского в селе Лукино, преобразованном в одноименную «немонастырскую церковь-церковь;
- Маровский Крестовоздвиженский лесной монастырь у села Красные Мары Спасского района;
- Свято-Троицкий Островоезерский в Ворсме — «перепрофилированный» из первоначального мужского монастыря;
- Желтоводский Макарьев монастырь, охватывающий храмы села Макарьево и райцентр Лысково;
- Великомучеников Абабковских Николая и Георгия, монастырь общины Павловского района;
- Выксунский Иверский храмовый комплекс, переименованный в начале 21 века в монастырь;
- Пустынь Иверско-Софрониевой в пределах «треугольника» Ковакс-Никольское-Наумовка в Арзамасской области;
- Вновь открытый в Вачском районе Дальне-Давыдовский монастырь-собор иконы Божией Матери «Утоли мои печали;
- Крестовоздвиженская – выросшая на месте последующих культовых сооружений в селе Быдреевка, недалеко от Семенова;
- Скорбященский – мини-монастырь в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в селе Малая Пица Дальнеконстантиновского района;
- Арзамасский двор, исторически связанный с Дивеевской Свято-Троицкой общиной и в значительной степени ей подчиненный.
Благовещенский мужской монастырь
Церковь Алексея, митрополита Благовещенского монастыря в Москве
История основания монастыря тесно переплетается с основанием города. Они появились почти одновременно — в 1221 году. Поэтому Благовещенский монастырь по праву считается старейшим христианским монастырем Нижнего Новгорода. Инициаторами строительства монастыря-крепости были священнослужители, в частности глава Владимирской епархии — епископ Симон и князь Юрий Всеволодовичи, на плечи которых легла нелегкая работа по организации нового русского поселения в устье реки Оки.
Христианизация окрестных земель шла непросто. Мордовский князь Пургас не хотел терпеть потерю огромных территорий, принадлежавших ему, и обращение местных жителей в православную веру. В 1229 году, в ответ на вторжение русских войск, он ворвался в город и поджег новый монастырь.
Вид на Благовещенский монастырь с Канавинского моста
В 14 веке монастырь получил покровительство митрополита Московского и быстро стал превращаться в крупное феодальное хозяйство. Ей помогала не только московская казна. Жертвовали на нужды монастыря купцы, ремесленники и простые граждане Нижнего Новгорода. Некоторые принесли еду для монахов. Другие снабжали монастырь необходимыми строительными материалами и ремонтировали ветхие постройки.
Строительство Нижегородской ярмарки (Макарьевской) дало новую жизнь Благовещенскому монастырю. Монастырь располагался прямо перед входом на ярмарку и привлекал многочисленных паломников и жертвователей.
Вид на Благовещенский монастырь
Сегодня на территории возрожденного мужского монастыря можно увидеть Благовещенский собор и Успенскую церковь, построенные в XVII веке, а также Алексеевскую церковь, в которой в советское время размещался планетарий. Здесь же находится недавно отреставрированная небольшая церковь преподобного Сергия Радонежского и родник Гремячий Ключ, который посещают многие нижегородцы.
Монастырь находится недалеко от Канавинского моста, в доме № 8 по Мельничному переулку.
Крестовоздвиженский женский монастырь
Общий вид монастыря Санта-Кроче
Первый женский монастырь появился недалеко от устья Почайны в 14 веке. Его основала вдова нижегородского князя Анастасия. Несмотря на высокое звание и богатство, этой женщине не суждено было познать радости материнства. Когда мужа не стало, княгиня прожила в миру четыре года, затем приняла монашеский постриг под именем Феодора и стала жить в монастыре нового зачатия.
Монастырь был небольшим и деревянным и часто горел в пожарах. Кроме того, у устья Почайны било много родников, и подземные воды разрушили фундаменты монастырских построек. Наконец, в середине 18 века монахиням разрешили приближаться
В Нижегородском кремле. Монастырь стал называться Георгиевским, так как стоял рядом
Георгиевская башня .
В 1764 году, после масштабной церковной реформы, затронувшей почти все русские храмы и монастыри, несколько небольших женских монастырей Нижнего Новгорода были объединены в один монастырь. Новая монашеская община стала называться Крестовоздвиженской.
Крестовоздвиженский собор монастыря Святого Креста
В начале 19 века монастырь переехал из Кремля на новое и более удобное место, расположенное недалеко от Казанского кладбища. Городские власти также позаботились о том, чтобы старую монастырскую церковь разобрали, перевезли на новое место и отстроили заново. В течение двух лет здесь было построено еще несколько каменных зданий, где стали жить монахини и их настоятельница. После завершения основного обустройства в монастыре был возведен прекрасный собор, напоминающий знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Возрождение монастыря началось в начале 2000-х годов, сегодня здесь осуществляются повседневные функции, действует воскресная школа и пункт медицинской помощи монахиням, священнослужителям и местным жителям.
Монастырь находится в доме 2 по Окскому съезду.
Печерский Вознесенский мужской монастырь
Печерский монастырь с высоты птичьего полета
Вот уже почти семь веков Печерский Вознесенский монастырь располагается на крутом правом берегу Волги. Первоначально он находился в полутора километрах отсюда и начинался с пещеры, вырытой на берегу святым Дионисом Суздальским. Преподобный пришел в эти места из Киева и поселился на подходе к Нижнему Новгороду. Он вел уединенный образ жизни, мало общался с людьми и большую часть времени проводил в молитвах в пещере. Однако вскоре возле Диониса стали селиться и другие православные паломники, и в конце 1320-х годов здесь образовалась монашеская община.
В конце 14 века ордынские войска неоднократно поджигали монастырь. Однако каждый раз его восстанавливали. Но в 1597 году произошло такое разрушение, после чего было решено перенести монастырь в другое место. Они были вызваны не огнем и не врагом, а природной стихией: гигантским оползнем. За неделю до обвала земля вокруг монастыря начала частично обрушаться и настоятель монастыря понял, что беды не избежать. Благодаря ему не погиб ни один монах и заранее удалось вынести из построек все иконы и драгоценные инструменты. Последовавший за этим оползень был настолько сильным, что Волга также частично изменила свое русло.
Вид на постройки Печерского монастыря
Сегодня память о древних пещерах, с которых начинался монастырь, осталась только в названиях «Печерская слобода» и «Старые Печеры». На месте, где когда-то стоял монастырь, стоит Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1794 году.
Современный монастырь начал возрождаться в 1990-е годы, когда изменилось отношение государства к церкви. Сегодня на его территории можно увидеть Вознесенский собор, высокую трехъярусную колокольню, Успенскую церковь и входную церковь преподобного Евфимия Суздальского. Все эти постройки появились в монастыре в 1840-х годах.
Внутренняя дорога монастыря
Многие приезжают сюда специально, чтобы посетить интересный археологический музей-храм, в котором собраны уникальные материалы, рассказывающие об истории храмов и монастырей Нижегородской земли. В залах этого музея выставлены редкие рукописи и первые печатные книги, старинная керамика и кованые кресты.
Монастырь находится между набережной Гребного канала и улицей Родионова, на Приволжской слободе, 108.
История Успенского храма
Согласно древней легенде, на месте каменной церкви был деревянный монастырь с шатровой церковью Успения Пресвятой Богородицы. В письменных источниках этот православный монастырь впервые упоминается в 1606 году, а сведения о нем зафиксированы в грамоте русского царя Василия IV Шуйского. Однако всего через 15 лет, в 100-м Уставе, Успенский храм именуется приходским. Это означает, что в то время монастырь уже был упразднен.
Вид на Успенскую церковь на Ильинской горе с высоты птичьего полета
любопытно, что рядом со старым монастырем находилась усадьба, принадлежавшая родителям известного русского изобретателя Ивана Кулибина. А сейчас на этом месте установлен памятный знак.
Каменный храм появился в верхней части Нижнего Новгорода в 1672 году. Он был построен на деньги, выделенные местным купцом Афанасием Фирсовичем Олисовым. Как и многие храмы, Успенский возводился «по голосованию». Купец, назначенный начальником Нижегородской таможни перед отъездом в Астрахань в 1666 году, обещал построить храм на Ильинской горе и в его честь сдержал это обещание. Новую церковь покрыли серебряным лемехом из тополя, а на купола установили кованые золотые кресты.
Общий вид Успенской церкви на Ильинской горе
Родословная Олисовых заслуживает отдельного рассказа. Они жили в городе из поколения в поколение. Прадед Афанасия — Давыд Олисов и его брат Степан в 20-х годах XVII века считались в Нижнем Новгороде довольно состоятельными людьми. Братья занимались производством мыла, постепенно торговали и пользовались большим авторитетом у горожан. Наследник Давыда Фирс, а затем его сыновья Афанасий, Анисим и Иван, родившиеся в 1830-х годах, продолжили семейное дело.
из храмовой летописи известно, что в 1715 году в Успенской церкви случился большой пожар, после которого ее долго восстанавливали. В конце 18 века первоначальная бочкообразная крыша пришла в негодность и была заменена более практичной восьмискатной крышей. Последующая реконструкция состоялась через 50 лет, в 1834 году, когда строители перестроили трапезную и колокольню.
Вид на Успенскую церковь на Ильинской горе со стороны Урожайного переулка
Однако эта колокольня простояла всего три десятилетия. В 1852 году Афанасий Ермилович Турмышев, бывший в то время губернским архитектором, начал строительство нового здания колокольни — по псевдовизантийским традициям. Многочисленные командировки по губернии подорвали слабое здоровье Турмышева. Осматривая различные стройки и переезжая из деревни в деревню, он постоянно простужался и в апреле 1856 года умер от болезни. В том же году было завершено строительство колокольни Ассунта. Очередная перестройка храма на Ильинской горе произошла в 1899 году, когда был значительно расширен алтарный зал.
Вид на южный фасад церкви Успения на Ильинской горе
В годы советской власти необычный храм был закрыт. Эта квота пришлась на большинство церквей Нижнего Новгорода и только три из них остались действующими. В 1934 году, когда антирелигиозная кампания достигла апогея, с разрешения городских властей здания трапезной и колокольни были просто снесены, а от самой церкви остались только фундаменты.
В 60-х годах прошлого века, словно придя в себя, городские власти приступили к восстановлению оскверненного храма. Нижегородский архитектор Святослав Леонидович Агафонов подготовил проект реставрации, в который вошли восстановление храма, трапезной и колокольни. Однако в то время был восстановлен только основной объем храма.
Вид на главный вход и колокольню Успенской церкви на Ильинском холме
В 2003 году ее освятили и здесь начались регулярные службы. А через год, когда была произведена реставрация Успенской церкви, возвели трапезную, колокольню и полностью обустроили территорию храма, прочертив дорожки упорядоченным мощением. В это время бригадой иконописцев под руководством Алексея Владимировича Анциферова была проведена большая работа по внутренней росписи, реставрации алтаря и созданию новых образов для иконостаса.
Успенская церковь стала первым отреставрированным нижегородским храмом в исторической части города — «Ильинской Слободе». Вскоре после этого вторую жизнь получили древние храмы пророка Илии и
Жены мироносиц. Благодаря крупным частным пожертвованиям удалось провести масштабную реставрацию. И сегодня возле его входа висит список тех, кто пожертвовал деньги на восстановление храма.
Архитектура храма и его внутреннее убранство
Как и многие храмы Нижнего Новгорода, построенные на рубеже XVII-XVIII веков, пятиглавая Успенская церковь композиционно вытянута по одной линии: «корабль». Эта церковь состоит из самого храма, одноэтажной трапезной и шатровой колокольни. Молитвенный зал, перекрытый закрытым сводом, вытянут с севера на юг и имеет размеры 7,1 х 9,5 м.
Покрытие основного корпуса этой церкви уникально. Он выполнен в виде так называемой «крошащейся бочки» или «четырехсторонней бочки». Выразительные килевидные фронтоны нижегородского храма обращены во все четыре стороны. Этот прием использовался русскими мастерами только при строительстве деревянных церквей. А в русском каменном зодчестве, за исключением Успенской церкви, никогда не применялся. На крыше на пяти удлиненных глухих барабанах установлены изящные луковичные купола.
Вид на купола Успенской церкви на Ильинской горе
Снаружи килевидные фронтоны храма украшены четырьмя живописными панно, выполненными нижегородской мастерской «Ковчег» в 2011 году. На этих мозаичных иконах изображены нерукотворные Спаситель, Сергий Радонежский, Архангел Михаил и святой князь Георгий Всеволодович, почитаемый основатель Нижний Новгород. Кроме того, в храме сохранились уникальные балахнинские изразцы XVII века.
Через дорогу от церкви белокаменные комнаты, принадлежавшие когда-то ктитору Успенской церкви, купцу Афанасию Олисову. Но это двухэтажное здание было возведено за два года до храма, в 1670 году.
Колокола Успенской церкви на Ильинской горе
Современное состояние храма и режим посещения
Православная церковь действует. Он принадлежит центральному архиерейскому двору и является охраняемым государством объектом культурного наследия. В церковь может войти любой желающий. Однако следует позаботиться о том, чтобы одежда соответствовала традициям посещения православных храмов. Богослужения здесь совершаются каждый день: в будни — в 8.00 и 16.00, в воскресные и праздничные дни — в 8.30 и 16.00. Престольный праздник отмечается в Успенском храме 28 августа.
Особо почитаемыми храмовыми святынями считаются частицы мощей христианских святых, а также список чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая роща», поднесенный в Нижегородский храм Высоцким православным мужским монастырем, расположенным в город Серпухов под Москвой. Также многие верующие приходят помолиться иконам с изображением Господа Вседержителя и Святого Георгия Победоносца.
Если вы пришли в церковь с ребенком, вы можете отдохнуть и поиграть на оборудованной детской площадке прямо перед церковью. Тем, кто прибывает на автомобиле, также удобно оставить свой автомобиль на оборудованной стоянке.
Интерьер церкви Успения на Ильинской горе
Как добраться
Храм рядом
Нижегородский Кремль, Крутой переулок, 3. Этот район города долгое время назывался Започаяне, так как он расположен над рекой Почайной, которую в 19 веке спустили в канализацию. От станции метро «Горьковская» до Успенской церкви за 15 минут можно доехать на трамвае, автобусе или маршрутке (остановки «Улица Добролюбова» и «Речной вокзал»).